К вопросу о формировании культурной идентичности в постмодерне

May 12, 2012 18:04

Источник: http://olgatorez.www.tumix.ru/?page=blog&blog_id=12500
9 июня 2011 г., 02:34


«Призвание всякого человека в духовной 
деятельности - в постоянном искании
 правды и смысла жизни»

А.П.Чехов «Дом с мезонином»

Существует, банальное на первый взгляд, различение  человеком, понятий   добра и зла, хорошего и плохого, но именно эта «банальность» и определяет всю нашу дальнейшую жизнь, т.к. прежде всего, именно это понимание ложится в основу мировоззрения. Каждое мировоззрение содержит в себе  систему идеалов и этических норм. «Мировоззрения развиваются при различных условиях. Климат, расы, нации, созданные историей и тем или другим государственным порядком, обусловленные временем деления на эпохи и века, в которые живут нации, оказывая влияние друг на друга, - вот специальные условия, влияющие на многообразие мировоззрений»[ В. Дильтей  ].  Характерная черта мировоззрения - единство образа мыслей с образом жизни. Все наши взаимоотношения с другими людьми, с другими народами складываются на основе сходства или различия наших мировоззрений. Т.о. учитывая особенности мировоззрений какого-либо конкретного народа, нации, можно, например, прогнозировать и предопределять возможность конфликтных ситуаций, в пользу сотрудничества.

«Мировоззрение - обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей»[ Философская Энциклопедия].

Мировоззрение может быть определено человеком в миропонимании - это возможность выразить в строгих лексических формах явления внешнего и внутреннего мира человека. После этого человек  способен определить свою цель, концепцию и только тогда можно говорить о культуре, к которой принадлежит человек или хотел бы принадлежать. Данные элементы взаимовложены друг в друга, взаимозависимы.

Отношение человека к природе осуществляется через его бесконечно многообразные отношения к другим людям, через общественные отношения. Через общество человек идентифицирует себя, как часть целого и вместе с тем свою относительную самостоятельность - и по образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания.

Термины идентичность и идентификация происходят от лат. Identificare - «отождествлять». Их генезис тесно связаны с категорией «индивидуальное».

Под идентичностью принято подразумевать результат идентификации человека, т.е. его отождествление либо с самим собой, либо с чем-то иным, будь то определенная личность или целая общность.

«Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире»[ А. П. Садохин].

Изучение идентичности и процесса идентификации человека - сложная научная проблема. При довольно широком спектре трактовок этих понятий, выделяется три стратегические линии их интерпретации: философская, психологическая и социологическая. На их основе выявляются такие виды идентичностей как культурная, личностная и социальная, каждая из которых изучается в русле различных концепций.

Культурная идентичность видится как установление духовных связующих между обществом и человеком, ощущение принадлежности к определенной культуре, принятие ее ценностей вплоть до устройства своей жизни на основе проводимых какой-либо культурой идей. Социально-культурная идентичность означает целостность культурной системы и духовной сути личности.

Рассматривая формирование культурной идентичности во времени, можно проследить следующие культурно-исторические эпохи: премодерн (традиционное общество) - модерн (Новое время) - постмодерн. Каждая эпоха рождала свое мировоззрение, а с ним и идентичность. Например, если мы говорим об эпохе премодерна, то прежде следует отметить, что «сознание и поведение, ценностные ориентации, отношение к традиции, миру и Богу - все это отличало человека той эпохи». В традиционном обществе нет понятия времени, нет в нем и истории.  В нем есть цикличность процессов, размеренность, все основывается на теоцентризме (Богоцентризма), есть религия как основа всех основ жизни человека, есть Бог и человек - раб Божий.  В этом обществе нет смерти, а есть жизнь вечная, например, христианство утверждает, что вечная жизнь уже дана человеку в Крещении, теперь следует жить так, чтобы не потерять ее. В эпохе модерна изменилось  отношение к  человеку, теперь человек стал мерой всего, на смену  теоцентризма приходит антропоцентризм, модерн утверждает идеал «светскости», появляется новая ментальность, приходит рациональность, изменяется религиозная этика. Эпоха Нового времени - это прежде всего эпоха «высокого героизма» [А.Ф.Лосев]. Человечество жаждет развития, прогресса, наук, искусства. В постмодерне человеку становится вообще все равно кто важнее Бог или человек, кто герой или не герой, человек становится пассивным, аполитичным, асоциальным, он замыкается на себе и существует только ради себя, такое общее уныние окутывает  общество. В постмодерне мировоззренческие основы надломлены, человек лишен четкого понимания всей картины мира, поэтому  он чувствует себя беспомощным,  одиноким,  живущим бессмысленной жизнью.

«Постмодернистские черты, говорят они (постмодернисты) свойственны всем сторонам современной жизни, а не только узко понятой «культуре» как совокупности изящных искусств»[ В.Семенко]. Постмодерн проносит идеи одиночества, безразличия, отсутствия утешения и смыслов. Постмодерн - отчаяние введенное в форму культуры, усталость введенная в норму. «Постмодернизм - это прежде всего ощущение и осознание бытия, культуры, мышления, как абсолютной бескорыстной игры».[ В.В.Бычков] Утрата обществом идеалов, смысла и целей жизни, моральный нигилизм и цинизм, потеря чего-либо во что можно верить и чему можно быть преданным - вот основные черты постмодерна. В постмодерне  человек свободно оперирует с произвольными сегментами совершенно не сочетающихся мировоззрений. Постмодерн - игра мировоззрений.

Постмодерн заново знакомит человечество с его казалось бы, решившими предыдущими эпохами, проблемами и страхами. Настойчиво постмодернистское искусство демонстрирует бренность жизни, бессмыслие ее, старость человека и смерть как единственно стоящую внимания человека событие. Человек как бы предоставлен самому себе, отлучен от вечности и оказался во власти времени. В современном обществе наступает «Культ смерти» в искусстве это видно.  Конечно, смерть это одна из главных составляющих человеческой жизни, но если в другие эпохи, с нею боролись, задавались целью ее победить, то в эпоху постмодерна на первом плане забота о теле и смерть становится главным событием жизни.  Закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться, но теперь отменяется всякая преемственность и ценности как таковые, культура сводится на нет. «Из искусства шаг за шагом устраняются  механизмы культуры - литературный рассказ, аллегория, моральное наставление, религиозная догматика, национальная идея, вообще идеологические мотивы. Художник больше склоняется к тому, что надежная истина - телесная истина»[ А.Якимович]. Во всем проявляются «принципы игры и иронии» [В.В.Бычков]. «Современное арт-производство в визуальных пространствах - это на 80% чистой воды обман, симулякр искусства, ложь, выдаваемая за правду, пустота, представленная как истина. За произведения искусства выдаются подделки, никакого отношения к искусству не имеющие»[ Н. Маньковская,]. Постмодернизм  убирает  авторитетность,  там где пока невозможно убрать авторитеты или смыслы постмодернисты используют их  урывочно,  перемешивая одно с другим, искажая смыслы: «Цитата необязательно бывает точной. Неполной и измененной приводят ее постмодернисты и всегда в большом количестве»[ Л. А. Софронова].

Владимир  Семенко пишет «Вся философия Дерриды (как и постмодернизм в целом) в конечном счете есть набор технологий по изживанию, уничтожения смысла, обессмысливанию бытия[В. Семенко]. В современном (постмодернистском) обществе на смену высокой культуры приходит смеховая культура: игра, ирония, комедия, маскарад. А.Ф.Лосев  в своей книге «Эстетика Возрождения» описал сущность и последствия бесконечного смеха, назвав его сатанинским смехом, а позже С.С.Аверинцев  разобрал «народную смеховую культуру», поместив «смех и грех» в одну плоскость.

Постмодерн обращает нас в архаичное, мифологическое сознание, в бесконечный аншлаг нашей жизни реальной, а не только телевизионной, хотя и такого понятия как реальное, для постмодернистов уже не существует, место реального заменяет виртуальное, виртуальный мир, виртуальные сообщества, сетевые сообщества, многочисленные игры, где можно не только вырастить сад, или построить свой город, но даже и найти свою любовь, и тут снова парадокс, понятия любви в постмодерне уже тоже не существует, она им просто не нужна, ведь это,  по их мнению,  все иллюзорно, и требует подлинности Бытия человеческого, а постмодернисты целенаправленно уводят человечество ОТ  Бытия. Современные  компьютерные игры, фильмы, мультфильмы красочно демонстрируют это, ничего не подозревающему зрителю, уводя в сказочный мир хаоса и абсурда. Человек, рождаясь, попадает в «мир небытия», где, нет смыслов, нет любви, нет познания, нет веры и  нет Бытия. А значит человек лишен развития личностного, социального, духовного, культурного, наступает жизнь амебообразного существа, которому не требуется идентичность, как таковая, и культурная в том числе, ведь для «достижения идентичности он (человек) должен овладеть многими культурными кодами. Без них он не в состоянии воспроизвести идентификационный канон»[ Н. Н. Козлова].Человек не может жить, не идентифицируя себя с окружающим миром, т.к.   «необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности»[А. Якимович], в свою очередь упорядоченность - это противоположность хаосу, который является первоосновой постмодернизма. Отсутствие в постмодернистском обществе культуры, а вместе с ней культурной идентичности станет важным фактором разрушения личности.

Исследования этой проблемы актуально и  необходимо человечеству сегодня. На ряду с этим важно и переосмысление всего накопленного человечеством багажа культурного, духовного, научного, социального для того, чтобы найти новые решения, найти смыслы и направления в развитии общества, в котором будет соединено лучшее для развития человеческого Духа, разума и человека в целом, исходя из опыта  традиционного  и модернового обществ, возможно эти новые идеи  и новые решения войдут в историю обозначив себя - Сверхмодерном.  Человечество должно БЫТЬ, оно должно развиваться, идти вперед и длить свою «Великую Историю», ведь только тогда и появляется возможность преодоления себя, подъем на ступень выше,  преодоления ради жизни на Земле.

модерн, постмодерн, смех, истина, идентичность, философия, эстетика, бытие, сверхмодерн

Previous post Next post
Up