Apr 18, 2010 06:12
Друзья, здравствуйте.
Недавно в Москве прошел фестиваль Русский рожок 2010 г.
Мы с Андреем помогали в его проведении и организации. Мы знаем и уважаем основного организатора этого события - Ефремова Бориса Серафимовича. Поэтому и помогли.
Он - музыкант, руководитель нескольких фольклорных коллективов. Несколько лет назад основал Московский хор рожечников. А до этого много лет ездил в Курскую область собирал песни и музыку тех мест. Обучал и обучает этому детей. Тимоню они тоже скачутJ и немало народу научили этому.
И вот теперь он и товарищи возрождают игру на владимирском рожке. Вообще рожок - это один из древнейших русских народных инструментов. Старше гармошки и, возможно, балалайки. Но сейчас на рожке играют, наверное, десятки человек. Боюсь, что даже не сотни. Это искусство уходит из мира. К сожалению.
Вообще словами не расскажешь, как звучит рожок, надо слышать.
Поэтому прилагаю одну песню к этому письму. Может, у кого-то душа отзовется, и вы захотите эту музыку слушать и играть.
Да, рожок - это мужской инструмент. На нем играли пастухи.
Теперь о самом фестивале.
Делали его все участники совершенно бесплатно, просто, чтоб дело это зажило, задышало. Дело - фестиваль. Я надеюсь, что он станет ежегодным в Москве. И на удивление, все получилось - и участники, рожечники из разных городов России, и гости - слушатели, зрители собрались, общались, играли и слушали. У меня было ощущение, что много близких и родных людей собралось. Я тронута и воодушевлена произошедшим. Вот, делюсь с вамиJ. Народ на фестивале был непривычно открытым. Наверное, потому, что случайных людей не было или почти не было. Это дало возможность не прятаться, как обычно в Москве все прячутся. Душу не закрывать.
В программе фестиваля был круглый стол, мастер-классы по изготовлению рожка, концерт.
Я была на круглом столе и на концерте.
Концерт мне понравился. Особенно запомнились два коллектива рожечников, в которых играют вообще молодые парни. От 18 до 30, наверное, лет. И так играют! Видно, что просто горят этим делом! Ноги просто сами пускаются в пляс, а душа поет!
Здорово, традиция жива еще насколько-то! Есть новое поколение рожечников!
Но особенно мне понравился круглый стол.
Борис Серафимович пригласил очень интересных людей провести его - этнографов, музыкантов. Был Сергей Старостин, например. Может, вы его тоже знаете, он ведет на канале Культура передачу Странствия музыканта, в которой показывает разные русские музыкальные традиции - казачью, ту же рожечную и другие.
У нас было 3 часа для разговора, и теперь я понимаю, что с каждым из гостей можно было 3 часа говорить. У них у каждого есть что рассказать, показать, чему научить, поделиться. Тот же Старостин побывал во множестве этнографических экспедиций, учился у стариков. Записывал пение, игру на разных инструментах, общался. Учился делать те же рожки, например.
Разговор получился живой, интересный.
И вот из этого разговора я стала понимать, что пастухи - это тоже была культура. Вообще рожок - это не простой инструмент, на сколько я поняла. Играть на нем не просто. Они играли, сами их делали, да так, что сейчас не могут уже повторить почти никто! И на рожке исполняли и музыку для праздников, и управляли стадами коров. Были разные опознавательные сигналы.
И наверняка, еще что-то было, о чем мы на конференции не успели поговорить.
Просто мне увиделась еще часть жизни русского народа, еще кусочек нашей традиции. И я в очередной раз поняла, что нам есть, чем гордиться и любоваться, и мы очень-очень много не знаем о себе.
И есть люди, которые это еще хранят, и можно у них научиться. Даже, наверное, нужно, чтоб еще одна красота не пропала совсем.
Потом через пару дней после фестиваля я говорила с Борисом Серафимовичем. Он рассказал, что и после концерта кто-то оставался из зрителей, самих рожечников, остался кто-то из специальных гостей - общались о рожках, не могли разойтись никак. А им негде больше об этом рассказывать по словам Бориса Серафимовича.
Так что, если кто-то захочет научиться на рожке играть, есть люди, которые готовы знаниями и умениями поделиться. Пусть это и не сами старики, но на мой взгляд тоже уже носители этой традиции.
будни скомороха,
хвастаюсь,
народное