Вдохновение у человека могут вызывать самые разные вещи и места. Меня вдохновляют кладбища, как это случилось со старым погостом в несуществующем уже урочище Еделево в Майнском районе Ульяновской области. Так случилось, что поселения нет, но от него
остались лишь огромный храм и кладбище. После поездки я посвятила несколько минут написанию рассказа, который сюда и публикую.
Легкий майский ветерок, чуть припекающее солнце, чистый воздух, ровная дорога - Света и Аля вовсю наслаждались долгожданным путешествием. Оставив позади хмурых мужей и скучную работу, девушки в выходной день устремились за приключениями. Правда, ехать далеко не пришлось - карта достопримечательностей обещала много интересного в соседней области. Больше всего Светлану привлекал роскошный храм Архангела Михаила, который поразил ее воображение еще на картинках в Интернете. Будучи фотографом-архитектуристом, как ее называла подруга, Света легко увлекалась величественными сводами, мощными колоннами, неповторимыми фасадами с резными узорами. Всем этим обладал заветный храм, построенный в далеком 17 веке и сегодня представляющий собой шедевр архитектуры прошлого. И его непременно нужно было снять на Светин фотоаппарат. Ее подруга же поехала в качестве водителя за компанию как любитель дальних поездок.
Выехав на удивительно ровную трассу, Аля включила музыку погромче - Джими Хендрикс подбадривал их в пути своими песнями - и, расслабив руки на руле, откинулась на сиденье.
- Вот это кайф, - проговорила она себе под нос.
- О, да, - поддакнула Света, услышав бормотание подруги, несмотря на громыхающую музыку. - Ты только представь: огромный каменный храм стоит в широком поле и вокруг - пустота! Была когда-то деревенька, но от нее ничего не осталось - кто-то вывез свои домики в соседние села, а кто-то просто умер, поселившись на местном кладбище, - девушка хихикнула, довольная своей шуткой.
- Там не осталось даже домов? - спросила Аля.
- Ни-че-го! Только наш храм, до ближайшего к нему поселка около 60 километров.
Аля цокнула языком.
- Надеюсь, не заблудимся, иначе нам даже дорогу никто не подскажет.
- Не переживай, карта точная и понятная даже ребенку, - Света всю дорогу держала перед собой бумажный путеводитель, где красной точкой была отмечена цель их поездки.
- Кстати, я прочитала на одном из форумов, что место, где стоит наш храм, считается аномальным.
- Считается или является? - попросила уточнить Аля.
- Ну, люди, бывавшие в тех краях, рассказывают, как у них глохла машина, не ловилась мобильная связь, а часы переставали работать. Типичные признаки аномальных зон.
- Все эти вещи легко объясняются. Например, машина была старая, почему бы ей и не заглохнуть пару раз; связи нет, потому что нет рядом вышки (кому выгодно их устанавливать в глуши?); ну, а часы… их просто забывали завести, вот они и вставали, - насмешливым тоном проговорила Алевтина.
- Тебе не говорили, что ты бываешь очень занудливой? - задалась вопросом Света, слегка прищурившись.
- Нет, просто я стараюсь мыслить рационально, прислушиваюсь к голосу разума. Поэтому меня не напугать всякими страшилками, я всего лишь хочу насладиться прекрасным видом, который ты обещаешь. Что там из истории? Есть какая-то информация о постройке? И почему вымерла деревня?
- Церковь построили в 1678 году, а деревня называлась Алдеево, в честь помещика-мецената Алексея Алдеева, - Света была рада поделиться своими знаниями, полученными во время поиска подробностей о заветном объекте. - Помещик выделил деньги на строительство этого храма, пожелав, чтобы красный кирпич привезли строго из Европы. Посмотреть на храм съезжались не только люди со всей матушки России, но и жители других стран - всем было любопытно увидеть это чудо архитектуры. Село тогда процветало как раз за счет туризма. Потом наступили советские времена, храм стали использовать как дом культуры, а село признали нерентабельным для хозяйства и оно просто исчезло с лица земли. Храм, кстати, пытались разрушить, но когда начали тянуть крест, то упал трактор и несколько рабочих погибло на месте. Поэтому храм оставили в покое, и он теперь стоит, гордый и одинокий. Говорят, его не видно с основной дороги, поэтому придется ехать по развилочкам и по грунтовке. Осилит твой коняшка?
- Мой коняшка и не такие дороги видал, - Аля ласково погладила руль любимого Вольво, столько раз выручавшего ее в любые поездки. Автомобиль подарили ей родители на окончание университета, и вот уже пять лет она не расставалась с ним. Была возможность приобрести новую машину и покруче, но менять Вольво на что-то другое Алевтина категорически отказывалась.
Девушки провели в пути пять часов, периодически останавливаясь, чтобы перекусить или сходить в кустики. На границе с областью, которой принадлежал заветный храм Архангела Михаила, Света почувствовала, как сильно застучало ее сердце. Заметив неприкрытую радость на лице подруги, Аля усмехнулась и прибавила газу. Судя по навигатору, оставалось около часа езды.
Дело двигалось к закату, когда девушки, наконец, прибыли на место, найдя его, правда, не сразу. Светлана просто сияла от счастья, бегая вокруг храма и радуясь, что сейчас как раз отличное время для фотосъемки.
- Ты просто погляди, какое небо! Какое солнце! Все просто идеально! У меня получатся замечательные работы! - кричала она подруге.
- Твои работы всегда замечательные, - улыбалась Алевтина, разглядывая храм. У нее он тоже вызывал восхищение. Еще бы! Невероятных размеров сооружение из красного кирпича не могло никого оставить равнодушным. Сохранились два купола с железными крестами - надо же, один даже с позолотой - вон как солнечные лучи легко скользят по нему, пока они устремляются ввысь в небо. Света, несомненно, этому тоже будет рада. К храму примыкала такая же роскошная колокольня - так и представляется, как когда-то приятный, ласкающий слух звон колоколов раздавался по всему селу, зазывая прихожан на службу.
- Смотри, ворон на кресте сидит! - Света указала на самый высокий купол с покосившимся железным крестом. На нем горделиво восседала черная птица, свысока глядя на незваных гостей.
- Охраняет свой дом от таких посетителей, как мы, - улыбнулась Алевтина.
Но все же что-то ее смущало, и девушка никак не могла понять причину своего беспокойства. Пока Света бегала вокруг здания, настраивая фотоаппарат и производя первые фотопробы, Аля зашла внутрь и тут же поежилась от холода. Несмотря на жаркую погоду, стены были чуть ли не ледяные - девушка тут же отдернула руку, едва прикоснувшись к одному из столбов. Она выдохнула - изо рта пошел пар. Или показалось. Оставаться дольше внутри не было никакого желания, и, мельком бросив взгляд на потрепанный купол, остатки иконописи на стенах и зияющую пустоту на месте алтаря, Аля вышла из храма.
Света была в ста шагах от нее - таковы особенности объектива, снимать нужно было издалека. Алевтина вытащила из кармана пачку сигарет с зажигалкой и закурила, чтобы успокоить нервы. Однако тревога так и не покидала ее. На несколько секунд девушка закрыла глаза и тут же испуганно дернулась. Она поняла, что ее тревожило.
- Света? - позвала она подругу. - Свет, ты что-нибудь слышишь? - не дожидаясь ответа, Аля подбежала к фотографу.
- Я отлично слышу, как ты кричишь, - ответила Светлана, прицеливаясь в поисках очередного кадра.
- Я серьезно. Затихни и послушай.
Света изобразила недовольное лицо - она не любила, когда ей мешают во время съемки, но все же прислушалась к звукам. А их действительно не было.
- Да, что-то слишком тихо.
- Не просто тихо, а беззвучно! Даже ворон - за все это время он ни разу не каркнул!
- Ну и что? Значит, у него не было повода, - ответила Света. - Не понимаю, почему тебя это так заботит. По мне так это только плюс, посторонние звуки не отвлекают, - девушка отошла в сторону, давая понять, что разговор окончен.
Алевтина отвернулась и достала мобильный телефон. Он оказался выключенным и все попытки его оживить были бесполезны. «Странно, еще утром зарядка была полной», - подумала девушка, и убрала телефон обратно в карман. Закурив вторую сигарету, девушка огляделась по сторонам. Они стояли посреди поля совершенно одни: две маленькие девушки и огромный храм. Ну и Вольво неподалеку. Если не считать ворона, упорно сидящего на своем кресте и сверлящего своими глазками путниц, вокруг не было ни единой живой души. Сердце сжалось в комок, когда Аля зацепилась взглядом за еще один крест - на расстоянии нескольких сотен метров расположилось кладбище. Вероятно, здесь покоились последние жители исчезнувшего села, а также прихожане этой церкви. Девушка обернулась - Светы не было. Наверняка уже фотографирует внутреннее убранство церкви, даже обшарпанный кирпичик мог ее заинтересовать, поэтому съемка явно задерживалась. Вдохнув, Алевтина направилась в сторону погоста.
Идти до него пришлось пять минут, и девушка пожалела, что не предупредила подругу о своем уходе. Но было глупо возвращаться, не осмотревшись.
Общая площадь погоста составляла не более ста квадратных метров. Забора на кладбище не было - доски давно сгнили. Однако некоторые кресты были сделаны из дерева и весьма неплохо сохранились. Алевтина провела пальцем по одному из них - на нем были вырезаны неаккуратные буквы «Мишины». Ни имен, ни дат. Впрочем, даты не обнаружились ни на одной табличке. Девушку это не насторожило, возможно, в деревнях так было принято. А вот наличие на некоторых крестах виньеток с изображением умерших несколько удивляло, видимо, фотография уже входила в моду. Снимки были черно-белые, а люди на них смотрели сурово, если не злобно. Абсолютно у всех были белые зрачки - то ли особенность старой фотографии, то ли солнце постаралось осветлить изображения.
Могилы были бережно укрыты ветвистыми деревьями, которых здесь было немало. Кое-где стояли железные ограды, потрепанные временем. Аля читала в какой-то старой газете, что их устанавливали как раз в деревнях, чтобы козы не заходили на погосты и не ели посаженные на могилах цветы. Со временем эта мода перешла на русские городские кладбища, где каждый считал своим долгом спрятать могилу родственника от чужих посетителей за железным забором с ажурными узорами и калиткой.
В целом кладбище представляло собой грустную картину давно забытого места. Никто сюда не приезжал прибраться на могилах и навестить покойников, никто не тревожил их вечный сон. «Может, это и к лучшему», - подумала Алевтина, направившись обратно к храму.
- Где ты была? - спросила Света, стоявшая возле машины. Она внимательно изучала на фотоаппарате отснятые кадры, уже на экране отмечая недостатки в своей работе, и прикидывала, как нужно будет обработать тот или иной кадр.
- На кладбище. Ты закончила? Мы можем отправляться домой?
- Кладбище? - Света отвлекалась от фотоаппарата и уставилась на подругу. - Где оно?
- Вон там, - Аля махнула рукой в сторону деревянных крестов и повторила свой вопрос: Мы можем ехать?
- Пожалуйста, дай мне сходить туда! Я давно мечтала о фотографиях старого сельского погоста, тем более в вечернее время! - глаза подруги стали такие ласковые, что отказать было невозможно. Впрочем, Света часто пользовалась этим приемом, и Алевтина сразу сдалась.
- Хорошо, но только быстро. Я больше не выдержу в этом месте.
- Ты боишься? - коварно улыбнулась Света.
- Я опасаюсь, что мы можем вернуться домой слишком поздно. К тому же я устала, - призналась она.
- Хорошо, я недолго! Обещаю, - сказала Света, прижимая к груди свое сокровище - крутой и мегадорогой фотоаппарат.
Оставив машину у храма, девушки направились к погосту. Аля хотела подъехать на Вольво к кладбищу, чтобы оттуда сразу покатить домой, но дорога к крестам оказалась непригодной для колес автомобиля.
Как только подруги подошли к кладбищу, Светлана кинулась к первой же могиле.
- Надо же, какой фактурный крест! Вот ведь жили умельцы в селе! - фотоаппарат щелкал затвором как пулемет, пока девушка бегала от одного захоронения к другому. Алевтина стояла у машины и наблюдала за подругой. В отличие от Светы, она умела наслаждаться увиденной картиной. Часто бывало, что во время прогулки фотограф стремился скорее запечатлеть тот или иной кадр, тогда как Аля не спеша смотрела по сторонам и получала эстетическое удовольствие, разглядывая природу. Однако в данной ситуации наслаждаться особо было нечем, да и картина совсем непривлекательная - надо признать, кладбище в сумерках смотрелось жутковато. И снова эта тишина…
Вдруг раздался хруст.
- Света? - позвала подругу Аля. - Ты слышала?
- Что? - откликнулась девушка из глубины кладбища. Деревья тщательно скрывали ее фигуру, но судя по голосу, она была где-то рядом.
- Ты слышала звук, как будто что-то треснуло?
- Конечно, я наступила на ветку. Успокойся уже! Я почти закончила, - прокричала Света.
Алевтина тяжело выдохнула и закурила последнюю сигарету из пачки. Давно она так много не курила, с тех самых пор, когда узнала об изменах мужа. Она так и не смогла его простить, хоть и решила сохранить брак.
Сигарета медленно тлела на губах, а Света так и не появлялась.
- Ну, где ты там? Пора ехать уже! - Алевтина вглядывалась в наступающую темноту, но Светланы не было видно и она не отзывалась. Девушке вдруг стало по-настоящему страшно. Снова раздался хруст, и Аля вздрогнула, инстинктивно готовясь бежать. Но только отсутствие подруги мешало ей пойти к машине, не могла же она оставить Свету одну на кладбище. А она так и не появлялась.
Сумерки тем временем превратились в темноту. Глаза привыкли к ней и различали ветки, железные обелиски и кресты. Светы так и не было - она будто умудрилась заблудиться на такой маленькой местности.
- Свет, это не смешно! Давай выходи уже! - Алевтина злилась на подругу и на себя, что позволила той застрять на заброшенном кладбище.
Никто не отзывался, но девушка отчетливо слышала легкий хруст, противно скребущий по самому сердцу. Аля судорожно выдохнула и, нащупав в кармане маленький фонарик, шагнула к погосту.
Рассеянный луч скользнул по деревьям, озаряя деревянные и каменные кресты. Стараясь не смотреть на них, Аля устремилась вперед, попутно выкрикивая имя подруги. Вдруг она отступилась и упала. Нога в чем-то застряла.
- Черт, что это? - крикнула Алевтина, уронив фонарик. Рука нащупала гладкий предмет, и свет упал на ногу. Оказалась, Алевтина угодила прямо в яму с грязью. «Откуда здесь влага? Уже несколько дней стоит жара» - подумала девушка и вдруг почувствовала, как по коже пробежали мурашки. Она отчетливо слышала чей-то стон.
С трудом поднявшись, Аля захромала обратно, как вдруг путь ей преградила черная фигура. Девушка в ужасе застыла и направила вперед фонарик. Это была Света.
- Ай, зачем прямо в глаза? - возмутилась та, пряча лицо руками.
- Где ты была, дура? Почему не отзывалась? - накинулась на нее Алевтина, чувствуя при этом облегчение.
- Извини, я тебя не слышала. Увлеклась съемкой.
- Какой еще съемкой? Уже давно стемнело! А я даже не видела вспышек!
- Успокойся, - приобняла подругу Света, - я экспериментировала в режиме ночной съемки, думаю, у меня получится кое-что интересное. Прости, что заставила волноваться. Приедем - с меня бутылка коньяка!
- Одной бутылкой ты не отделаешься, - пробурчала Аля, и девушки быстрым шагом направились к автомобилю.
- Скорее бы уже уехать с этого места, - говорила девушка, дергая ручку двери. Та не поддалась.
- В чем дело? - спросила Света. - Почему не открываешь машину?
- А я ее и не закрывала, - растерянно ответила Алевтина, роясь в карманах в поисках ключей. Их не было.
- Черт, кажется, я потеряла ключи, когда упала.
- Где?
- Там, - Аля показала рукой в сторону крестов и ругнулась матом. - Ни за что туда не пойду снова.
- Давай свой фонарь, я сама схожу, - решительно сказала Света.
- Нет, я тебя больше не отпущу одну, пошли вместе, - и девушки, взявшись за руки, устремились в сторону кладбищенского леса. Несмотря на свои небольшие размеры, ночью погост казался огромным.
- Эти кресты сейчассмотрятся жутко, - призналась Света.
- Не отвлекайся, ищи ключи, - взмолилась Алевтина, сильнее сжав руку подруги. Луч от фонаря скользил по траве, но ничего не обнаруживал. Вдруг слева от девушек что-то хрустнуло, и тут же раздался протяжной стон. Подруги замерли. Аля почувствовала, как к горлу подкатил комок, мешающий дышать, а по спине покатилась тонкая струйка пота. Судя по всему, Света тоже испугалась.
- Ты тоже это слышала, да? - спросила она шепотом.
- Да, это уже не в первый раз, - также тихо ответила ей Алевтина. «Где эти чертовы ключи?!». Стон становился протяжнее и ближе.
- Вдруг это волки? - снова подала голос Света.
- Тогда нам конец, - проговорила Аля, судорожно дергая фонарем. В траве мелькнул черный брелок с металлическим ключом. Есть! Девушка быстро схватила находку, и побежала к своему Вольво, таща за собой оторопевшую подругу. Дорога до храма показалась им мучительно долгой, но вдруг, когда до автомобиля оставалось десять метров, вдруг каркнул ворон, и Аля остановилась, глядя на храм. Церковь излучала слабый свет, льющийся из окон.
- Что это? - спросила шепотом Аля. - Ты зажигала там свечи?
- Нет. Может, в храме кто-то есть?
- Никто не подъезжал, мы бы услышали.
Тем временем свет становился все ярче, словно приглашая заблудившегося путника в свои стены.
- Аля, может, останемся здесь на ночь? - вдруг сказала стоявшая сзади Света.
Алевтина резко обернулась и с ужасом посмотрела на подругу. Та была на удивление спокойной и глядела прямо в глаза Але, отчего девушке стало не по себе.
- У них так давно не было гостей, и они очень рады нас принять, - продолжала Светлана, чуть улыбнувшись. Но улыбка эта была недоброй - Аля чувствовала фальшь.
- Ты о чем? - прошептала она, приближаясь к подруге, намереваясь встряхнуть ее за плечи, чтобы привести в чувство. Внезапно та схватила Алевтину за руку и, сжав ее запястье, сказала:
- Мы не можем уехать, это некрасиво. Они нам рады, - монотонно повторяла Света. Аля пыталась высвободить руку, ломая пальцы подруги.
В этот момент над их головами зазвучал колокольный звон. Алевтина закричала и рванула руку, освободившись от железной хватки, и кинулась к машине, судорожно пытаясь открыть дверь. Когда ей это удалось, она быстро залезла на сиденье, и заблокировала двери изнутри. Монотонные звуки колокола били по ушам, заставляя тело дрожать от ужаса. Света стояла перед машиной и злобно смотрела на свою подругу, готовую бросить ее одну среди пустынного поля. Или не одну?
Слезы застилали глаза, но Аля уверенно завела мотор и рванула вперед. Свечение вокруг церкви усиливалось, озаряя черные тени, скользившие рядом, но девушка не оборачивалась и смотрела только на дорогу, освещаемую фарами. В глубине ее души бушевала радость от того, что она могла чувствовать себя живой, оставляя позади величественный храм с его мертвыми прихожанами.
Май 2015 год