Пишу тут целый трактат в сообщество о нашей домашней школе. Решила выложить у себя некоторую часть, касающуюся организации наших занятий с Силей дошкольного возраста (до 6,5 лет). А то иногда спрашивают, а в комментах неохота писать длинно и повторять одно и то же. Может кому пригодится.
Примерно около 1 года я начала показывать Силе кубики Зайцева, считали все подряд, читали надписи на улице. Кстати, кубики Зайцева, как по мне, были бы гораздо лучше, если бы были одинакового размера, формы и веса - эта пестрота наоборот только мешает. Я сыграла на Силиной любви к кулинарии, вырезали и читали названия блюд, рецепты. К 4м годам Силя научилась решать простые примеры (были у нас обыкновенные кубики с числами, плюсом и минусом), сама додумалась 0+0=0 :-) Были еще игры с фишками и кубиком, рисование, вырезание и т.п. Занималась вечерами после работы в офисе. Потом, в ее 3,5 года, стала работать на дому.
Настоящая потребность в регулярных занятиях возникла у меня после рождения сына Нестора (Сильвии было 4,7), и вот почему. Как раз тогда по инициативе бабушки стали водить Силю в кружок, там рисование, развитие речи, английский и танцы. И хоть Силю взяли с детьми на год старше, но быстро стало ясно, что это примитивный для нее уровень. Я подумала, что пусть ходит ради коллектива (она эту тусовку любит, а то в частный дом переехали, и гулять стало не с кем), но в то же время я забоялась, что Силя решит, будто этот примитив - ее уровень (и не зря боялась). Кроме того, появление малыша могло вызвать ревность, и я посчитала, что Сильвии надо непременно регулярно выделять время для совместных занятий наедине для души и с пользой.
От 4 до 5 лет. Сначала мы играли в школу - купили самый раскрасивый дневник и тетради. Когда считали предметы, дело шло хорошо, а абстрактные примеры - скучно. Тогда мы сделали магазин, нацепили ценники на всё. Силя производила действия с числами до 20, а могла назвать числа до 1000. Считали на счетах. Потом еще было «ограбление магазина», и Силя-сыщик, выясняет, сколько или на какую сумму украли. Почти год играли в магазин. В то же время стали учить таблицу умножения. У меня в дневнике записано, что в возрасте 5,1 она сама додумалась как умножать на 2 и на 3 числа типа 50 и 500. (зато теперь в 7 лет бывает тупление, когда не может 900:9…) В 4 года Силя уже бегло читала, но это стоило мне некоторое количество нервов - никак не получалось читать по-русски как говорим (а не как пишем). Чтением занимались днем, на прогулке, а игрой в магазин - вечером, когда Нестор уже засыпал на ночь. Я вовремя вспомнила про английский обучающий фильм «Muzzy», там персонаж принцесса Сильвия! Это был хит №1 года 2, да и теперь иногда всплывает. Это был мощный старт английского языка, в котором Силя теперь преуспевает лучше других дисциплин.
От 5 до 5,5 лет. Около 5 лет начали писАть печатные буквы в тетради в клетку. Я сделала самодельные простые прописи с печатными буквами по возрастанию сложности букв. Очень хорошо шло записывать всякие смешные неправильные и иногда не очень приличные слова типа «кака». Стимулы бывали самые смешные - «награждение» красиво написанной буквы цветным сердечком (обвожу самую удачную букву фломастером в виде сердца). Я иногда до безобразия радуюсь Силиным успехам, могу не только ее поцеловать, но и тетрадь с писаниной))) Тоже работает как стимул. А вот бабушкины подарки и обещания за хорошую учебу призов и вкусностей - это антистимул! Сразу ребенок начинает торопиться и халтурит. Где-то в 5,5 лет я рассказала Силе про молекулы, круговорот воды в природе и счет больше 1000. Если я что-то рассказала - это значит, я нарисовала картинку и прицепила ее на стенку (скорее чтоб самой вспомнить, свести разговор к этой теме и повторить). Лет в 5 я рассказала про микробов, потому что имела место антисанитария против новорожденного. И кто б подумал, что почему-то аж через полгода (видать, летом без кружков стало скучно) у Сили появилась микробомания, она по 10 раз подряд мыла руки и нудила «я потрогалась за грязное», это был кошмар. Наверное я рановато ей о микробах рассказала.
От 5,5 до 6 лет. Ближе к 6 годам Силя сама попросила учить ее писать по-письменному. Я учила ее как учили меня в школе, но оказалось теперь другие прописи, и способ написания букв в них хуже, чем учили в мое время. Я вижу основной смысл письменного шрифта именно в том, что он безотрывный и поэтому быстрый и удобный. А теперь буквы более печатные, некоторые пишутся за 2-3 приема... Но позже я, не желая ругаться с учителями, все-таки просила Силю переучиться по-новому((( С младшим - не буду переучивать, и все тут. Переписывание с детских книжек неплохо шло. Силя еще сама по себе записывала свои истории и песни (изрядно бредовые), издавала книжки для братца Нестора. Уделяли внимание чтению на украинском языке - читает хорошо, но мало понимает. Возник интерес к мифологиям и религиям. Читали вслух древнегреческие мифы, кое-что из индуизма (больше я рассказывала), детскую Библию. И «Робинзона Крузо» без сокращений - это религиозное произведение, однако! К 6-тилетию дедушка (мой папа) устроил кампанию по выучиванию таблицы умножения за шикарный приз. Таблицу она и так наполовину знала, но приз, видать, не сильно прельщал, так что таблица шла туго и даже с истериками. Лишний раз было ясно, что специальное изучение - не наш метод, особенно с призами. Все-таки таблицу выучили, подарок подарили, а таблица быстро выскочила из головы - через год учили почти что по-новой. Еще я купила всякие задачники по математике за 1й класс, но это была уже для нее чепуха.
От 6 до 6,5 лет. В это время Силя ходила второй год в тот же кружок (кружок 3-х годичный, Силя посещала 2й и 3й год обучения, получается). То ли такой возраст наступил, то ли кружок повлиял, но Силя набралась дурных манер, и, о ужас!, научилась шепелявить, - это та, которая в 3 года говорила как диктор телевидения. (Целый год потом я логопедствовала , пока более-менее отучила от этой дурной манеры, фух!) И еще почему-то Силя пыталась усредниться и приблизиться к уровню детей, брякнула какой-то учительнице, что писАть не умеет или что-то подобное. Это был самый жуткий период, как я вспоминаю. Хорошо, что уже было почти лето, и кружок закончился. Не знаю теперь, поведу ли младшего в этом возрасте в кружок.
Во время этого кризиса жанра пришлось придумывать новые стимулы к учебе. Раньше я ставила в дневник оценки, и того хватало. Теперь мы придумали выдавать оценки в денежном эквиваленте (бумажные деньги), а потом «покупать» вкусненькое или услуги (мультики). На стене висел прейскурант. Взрослым тоже хотелось вкусненького, поэтому и взрослые зарабатывали (за вынос мусора, поход в магазин и т.п.). Были и штрафы - за нехорошие слова и за истерики. В конце дня Силя считала всем зарплату. Конечно, игра занимала кучу вреимени, а продлилась всего месяца 4, но тогда это продержало нашу школу на плаву. В период кризиса учебы был рост интереса к быту, Силя по своей инициативе мыла полы и посуду (жаль, недолго), стирала куклину одежду, научилась стелить постель.
Летом (это было лето перед школой) мы тоже занимались - я сочиняла задачи, уже на несколько действий. На ура идут задачи с участием реальных и мультяшных персонажей, всякие абсурды и смешное. Например считать у котов блох, или как Нестор наступил на одного кота 20 раз, а на другого в 5 раз меньше и т.п. Взвешивали и считали свой урожай, вычитали тару из веса. Считали площади грядок. Силя сама попросила научить складывать, вычитать и умножать в столбик. Я начала учить правописанию, сама сочиняла ей упражнения. В это же время купили телескоп, Силе было подробно рассказано про планеты, затмения, смену времен года и проч. В общем, по факту получилось, что без книг прошли два класса по математике, русский язык только за 1 класс.
В теплое время года мы занимаемся на улице - около дома или в саду под деревом. Это фоточки лета 2012.