Ксавье Жюйо - архитектор, художник и разрушитель стандартных форм современного искусства - представил на фестивале Бобур свой уникальный перформанс. Нам удалось пообщаться с господином Жюйо и обсудить искусство, тракторы, ветер и рекламу.
Подходя к огромным, взмывающим вверх трубам, которые ни на секунду не останавливаются, вспоминаешь Дон Кихота, который борется с ветряными мельницами, приняв их за сказочных великанов. Есть в этом зрелище что-то поистине сказочное и завораживающее.- Господин Жюйо, должна признаться, что пока наблюдала за инсталляциями в голову приходили разные ассоциации, причем абсолютно непохожие друг на друга .
- Значит, все получилось именно так, как было задумано. Потому что мои инсталляции не статичны, причем это касается не только их физического воплощения, но и восприятия зрителями. Каждый человек, наблюдая за ними, видит что-то своё. А что именно- зависит от его собственного воображения. Я вовлекаю зрителей в процесс творчества. Именно этим мои работы отличаются от произведений искусства, хранящихся в музеях. Мне неинтересно создавать то, что просто будет стоять под стеклом. Создавая свои инсталляции, я в первую очередь задаю себе вопрос: для чего я это делаю, как это повлияет на моих зрителей, какое впечатление произведет.
- Да, то что мы увидели, произвело, безусловно, колоссальное впечатление, но как мы узнали, вам не удалось показать все, что вы подготовили. Мы знаем, вы собирались представить больше объектов. Почему не удалось это сделать? Расстроены ли вы этим?
- Да, по некоторым объективным причинам я не смог показать все, что было задумано. Но все-таки хоть небольшая часть моей задумки осуществлена и это уже хорошо. Часто бывает, что что-то идет не так. Например, в этот раз мы не получили то оборудование, которое запрашивали. Но когда ты уже на месте с этим ничего не поделаешь. Однако, в целом, я доволен результатом. Мои инсталляции в небе, спорят с ветром и достают до облаков - это ли не победа?
-Так значит, это место, его особенные детали вдохновляют вас на создание инсталляции, несмотря ни на что?
- Да, именно так. И зачастую место дает еще больше моим произведениям, чем я ожидал. Например, разве я мог предвидеть, какой эффект будут производить мои инсталляции на фоне сгущающихся грозовых туч? Или то, как ночью они превратятся в живые восходящие столпы света и будут пронизывать облака насквозь?
- Да, это действительно производило неизгладимое впечатление. Ваши инсталляции было видно со всех площадок фестиваля. Это стало одним из самых запоминающимся образов фестиваля. А скажите, наверняка вам поступали предложения по поводу размещения рекламы на них?
- О да. И достаточно часто. Так, когда я делал свои инсталляции в США доходило до смешного. Американцы обижались на то, что на моих трубах нет никакой рекламы. Они буквально принимали это за оскорбление - разве может такая штуковина не приносить доход!? Я же скорее их предложения рассматривал как оскорбление.
- Вы работали по всему миру: в Америке, во Франции, в Австралии, ваша инсталляция стала жемчужиной олимпийских игр в Альбертвилле; но также у вас множество проектов в России - что вас привлекает в нашей стране?
- Знаете, для меня вопрос государства, в котором я творю - не так важен. Потому что меня притягивает не конкретная страна, а место. Будь это поле в Америке или во Франции - это не поменяло бы моего отношения ни к инсталляции, ни к стране.
- Однако, нам известно, что русских художников и архитекторов привлекают ваши проекты.
- Действительно, помимо моих помощников из Франции, здесь мне помогает группа русских волонтеров. Некоторые из них работают на разных проектах уже 3 года. Они были участниками конференции, после чего я пригласил их во Францию и теперь они помогают мне во многих странах.
Французские помощники Ксавье
Ксавье с присоединившимися к его команде русскими волонтерами
Фото - Ольга Полынкова и Максим Матяшов
Интервью - Анастасия Жеребнева, Роман Киселев и Ольга Полынкова