Курс "Жизненно важная связь" - Занятие 3

Jan 12, 2011 23:52

Как укреплять привязанность

Итак, мы рассмотрели важность привязанности и особенности того, как ребёнок к нам привязывается. Следующий вопрос: Что же могут сделать взрослые - родители, учителя, воспитатели, чтобы укрепить детскую привязанность?

Эта задача делится на две части:

1.Поддержание атмосферы контакта

2.Установление правильных отношений

1. Поддержание атмосферы контакта

Прежде, чем руководить ребёнком,  надо «завладеть глазами, улыбкой и кивком головы». Этот принцип легко понять, если вы представите себя в роли друга\подруги, которых попросили временно позаботится о 6-8 месячном малыше. Прежде всего вы постараетесь в дружественной манере попасть в зону внимания малыша, потом вы начнёте ему улыбаться, с тем, чтобы вызвать ответную реакцию, и только когда малыш улыбнётся вам в ответ, вы понимаете, что можете протянуть к нему руки. С более старшими детьми, попадание в зону внимания ребёнка (в дружественной манере!) , улыбка и разговор с целью вызвать соглашательные кивки головы (ой, какое красивое у тебя платье; ты, кажется, неважно себя сегодня чувствуешь; какая чудесная погода на улице) помогут установить контакт.

Личный опыт: Когда мои дети были помладше (2-4 года) часто, перед тем, как их о чём-то попросить или договориться, я садилась перед ними, смотрела в глаза, улыбалась и кивала головой. Иногда просила их улыбнуться мне и тоже покивать головой. Даже после таких, на первый взгляд, механических действий, мои инструкции выполнялись гораздо охотнее и точнее.

Некоторые правила завладевания глазами, улыбкой и кивком:

завладевайте вниманием, а не командуйте внимание. Иначе, вместо внимания вы получите пустой, уставившийся на вас взгляд;

если вы не можете поймать глаза ребёнка, или это культурно не приемлемо (у некоторых народностей взгляд в глаза до установления привязанности считается верхом неприличия), то надо постараться попасть в зону внимания человека какими-то другими способами, например «завладеть» ушами;

вам надо получить согласие ребёнка на то, чтобы существовать в его жизни;

Прежде, чем добиваться «трудных» кивков на согласие что-либо сделать, добейтесь лёгких кивков (хорошая погода, не правда ли?). Эту технику подробно описывал ещё Дейл Карнеги в своей книге «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей».

если вы не можете завладеть ребёнком и получить от него приглашение существовать в его жизни - не пытайтесь руководить ребёнком, вы только обнажите свою импотенцию в отношениях. Работайте над отношениями. (Это, кстати, касается, не только отношений между взрослыми и детьми).

Очень наглядный пример «завладевания» ребёнком описан в этой статье: http://www.7ya.ru/article/Kak-ya-byla-plyushevym-mishkoj/

Когда вы получили от ребёнка приглашение существовать в его жизни, вам надо дать ему что-то своё, за что бы он мог держаться. В случае с 6-месячным малышом мы просто положим в его ручку свой пальчик и он моментально его сожмёт. Это не мускульный рефлекс, а проявление инстинкта привязанности. Теперь мы точно уверены, что можем спокойно выполнять свою работу заботиться о малыше.

В случае с детьми постарше или взрослыми, мы, конечно, не будем класть палец в их ладошку, но существуют тысячи способов показать ребёнку, что он может за нас держаться. Это «что-то» - ваше восхищение, теплота, удовольствие от общения с ним - показывает ребёнку, что вы сами приглашаете его существовать в своей жизни (и с этого должны начинаться любые отношения), и должно переживаться ребёнком как подарок, а не как заслуженное вознаграждение.

Например восклицание «О, как я тебя люблю! Ты такой отличный художник!» настраивает ребёнка на мысль, а будут ли его любить, если он не будет хорошим художником. Обьясняя эту концепцию, Гордон Ньюфелд приводит хорошую аналогию. Понравится ли вам следующий комплимент «После того, как ты сбросила 15 килограмм, ты так похорошела!». Ваша первая мысль будет, а что же вы думали обо мне до того, как я сбросила вес?

Вот это приглашение ребёнка существовать в нашей жизни, это и есть то безусловное принятие, о котором так много говорят вокруг. Это не значит, что мы должны восхищаться любыми недостатками ребёнка, это значит, что только после того, как мы пригласим ребёнка существовать в нашей жизни без всяких условий и он примет наше приглашение, мы можем начинать выполнять нашу работу быть родителями, учителями, воспитателями.

2.Установление правильных отношений

Наш следующий шаг - пригласить ребёнка зависеть от нас.

Пока дети не в состоянии существовать автономно, им надо зависеть от тех, кто за них в ответе. Наша культура озабочена идеей независимости, но родителям надо понять несколько простых вещей:

если ребёнок сопротивляется зависимости от вас, значит он сопротивляется привязанности к вам;

детскую независимость не возможно ускорить или подтолкнуть, научить ей или научиться;

желание быть независимым появляется в ребёнке только тогда, когда его нужда в зависимости полностью удовлетворена;

когда вы противитесь тому, чтобы ребёнок зависел от вас, вы тем самым поощряете, чтобы его нужду в зависимости удовлетворили другие.

Мы должны преодолеть свои страхи о том, что если мы пригласим ребёнка зависеть от нас, он никогда не станет независимым.

Как правильно пригласить ребёнка зависеть от нас:

надо постараться, чтобы зависимость от нас была для ребёнка лёгкой и безопасной;

не злоупотреблять и и не эксплуатировать зависимое состояние ребёнка;

стобы стимулировать зависимость, действуйте как указующая стрелка компаса для ребёнка, знакомя его с его миром и помогая ему в его начинаниях;

будьте щедры в своих предложениях заботиться о нём, ухаживать за ним, помогать ему и принять ответственность за него.

Чтобы выполнение нашей работы, как родителей, учителей, воспитателей было успешным, наши дети должны находиться с нами в правильных отношениях.

*gordon neufeld, *привязанность, *Гордон Ньюфелд, (*), *психология, *психология развития, *жизненно-важная связь

Previous post Next post
Up