Вупи Голдберг

Sep 27, 2010 22:53

Вупи Голдберг (Whoopi Goldberg; настоящее имя - Кэрин Элейн Джонсон (Caryn Elaine Johnson) - американская актриса театра и кино, продюсер, сценарист, телеведущая. Одна из самых ярких голливудских звёзд 1980-90-х годов.



Родилась 13 ноября 1955 года в нью-йоркском  эмигрантском районе Челси, в бедной семье. Отец ушёл из семьи сразу же после рождения дочери, однако успев зачать второго ребёнка. Мать бралась за любую работу, чтобы прокормить Вупи и младшего сына Клайда. Когда работу все-таки не удавалось найти, семья существовала на социальное пособие. Однако актриса никогда не вспоминает о своём детстве в черных тонах: конечно, всего было в обрез, но ведь в жизни всегда можно найти радости, которые не стоят денег, например, сходить погулять в Центральный парк.

В детстве я умела находить в жизни радости, которые не стоят денег… Я не очень помню, как выкручивалась мама, что мы ели и во что были одеты. И если я этого не помню, значит, мы не были совсем уж так чертовски бедны, как об этом любят говорить журналисты. В детстве меня окружало множество людей, и большинство из них слабо говорило на английском. С тех пор я поверхностно знаю греческий, итальянский, китайский, идиш, какие-то индусские наречия… Мы знали сотни игр, и нам всегда было чем заняться. Я росла, и никто никогда не говорил мне, что я не должна чего-то там делать.
К бесплатным развлечениям относилось и участие в экспериментальном детском театре Элен Рубенстайн, где Вупи начала выступать с восьми лет. Здесь будущая кинозвезда приобрела первый опыт выступления на сцене и единственные в своей жизни уроки актёрского мастерства. Педагоги высоко ценили рано проявившийся талант девочки.

Иначе обстояли дела в общеобразовательной школе, где девочка числилась среди отстающих учеников. Уже во взрослом возрасте Вупи узнала, что у неё дислексия - нарушение способности к чтению и письму. Из-за этого учение превратилось в сплошную пытку. Она вспоминает, что её обзывали тупицей и заторможенной, потому что у неё были проблемы с чтением. В 14 лет Кэрин бросила школу. (Позже она с почётом окончиn колледж Уилсон в штате Пенсильвания и получиn Ph.D. по литературе в университете города Нью-Йорк.)

А потом меня выперли из школы. Я страдала дислексией - нарушением способности к чтению. И я стала хиппи. О, чем я только не занималась! Марихуана и героин, водка с димедролом… Странно, что я не умерла. А потом я встретила Элвина (её первый муж), и он привел меня в порядок. Обновленная и окрыленная, я не сидела, сложа руки и радуясь переменам в жизни. Я укладывала кирпичи на стройке, работала ночным сторожем, продавала цветы и даже гримировала покойников в морге. Я много чего умею. Сниматься в кино - это самое легкое.
Поражаюсь адаптивным способностям этой женщины. А также её чувству юмора.

В Лос-Анджелесе ее не ждали. Тут Вупи вспомнила, что у нее есть профессия - косметолог (окончила курсы). Но клиентки, желавшие все как одна походить на Мэрилин Монро, ее раздражали. Она нанялась похоронным декоратором в морг. Там хоть никто советами не допекал. Безмолвные клиенты безропотно поворачивались в ее неутомимых руках. Раскрашивая их под голливудских звезд, Вупи ощущала себя по крайней мере Максом Фактором. 
И отдельно хочется сказать про дислексию. Моё убеждение - подавляющего большинства случаев так называемой дислексии можно было бы избежать, если бы дети обучались чтению и письму в соответствии со своей готовностью, а не потому, что перешагнули 6-летний рубеж. Все дети зеркалят буквы, путают b - d и p - g, но пока нет психологического проблемы, психологического давления, это будут всего лишь возрастные особенности, а не диагноз.

Вот отрывок из книги Джона Тэйлора Гатто "Оболванивая нас: скрытая программа обязательного школьного образования" (John Taylor Gatto, Dumbing Us Down: The Hidden Curriculum of Compulsory Schooling ), 2005. Перевод Марианны Можаевой akusherkapcyda

Я знаю школу, где учатся дети от 3 до 18 лет, в которой никого не учат читать, но каждый, кто там учится, выучивается читать и обычно очень хорошо. Это замечательная школа долины Садбери, в 20 милях от Бостона. Она располагается в так называемом старом коттедже Натаниэтя Боудича (очень подозрительно походящем на поместье) в окружении красивых служебных зданий. Там есть собственное озеро, леса и акры великолепнейших лугов. Садбери - частная школа, но оплата составляет менее 4 000 долларов в год, что выходит дешевле обычной городской школы Нью-Йорка. Ученики учатся читать самостоятельно и начинают читать в разном возрасте, даже иногда в подростковом, хотя это редкость. Когда ребёнок готов, он обучает себя сам, если только понятие «обучает» приемлемо для такого естественного способа познания. А когда детям нужна помощь взрослых (не так уж часто) они всегда могут её получить.

За все 30 лет работы в Садбери не было ни одного случая, когда бы ребенок не выучился читать. Чтение поддерживается замечательной библиотекой школы, с открытых полок которой можно свободно брать и возвращать книги. Примерно 65% выпускников школы поступают в хорошие колледжи. Здесь никогда не сталкивались со случаями дислексии (это не значит, что некоторые дети не переставляют буквы в словах и тому подобное время от времени, но такие состояния временны и постепенно выправляются сами, если только не обьявляются болезнью). Таким образом, в Садбери не учат читать, но все ее ученики читают и даже любят чтение. И что там такого происходит, чего мы не можем понять?

свободное образование, Джон Тейлор Гатто, люди-не-ходившие-в-школу

Previous post Next post
Up