Читаю интернет. И посты из разных мест и времён так странно складываются.
Вот
буквально на днях пишет мама, год назад перешедшая со своей дочерью на семейную форму обучения. Россия.
... И все, казалось бы, нормально, но вот столько всяких мелочей в школе, на которые я уже не могу не обращать внимания. Если в прошлом учебном году я искренне недоумевала, почему люди хотят анскулинга, то сейчас я тоже этого хочу. Школа мне мешает - она стремится всем поставить оценки, всех расставить по ранжиру, указать на их место и привести к общему знаменателю. В том числе пытается сделать это и со мной. И если раньше школа никак не ассоциировалась у меня с органами государственного надзора, то сейчас именно так. И поэтому я стремлюсь минимизировать, а в идеале полностью исключить общение со школой. Потому что свобода прежде всего!
Выбрав для ребенка семейное обучение, я долгое время не могла толком описать причины, по которым я это сделала. Ну формальная-то причина была - у Маши много кружков, она не успевает делать уроки. А остальное - начинаешь описывать, вроде все какие-то мелочи. А сейчас до меня дошло - это подсознание, наша древняя лимбическая система, так реагирует на опасность. Лимбический мозг выдает только эмоции и ощущения, причины их возникновения очень трудно отследить. Все мелочи собираются воедино, и подсознание выдает - чую опасность. Как вы чувствуете себя в опасном месте? Как минимум неуютно, правда?
Ну а теперь из мелочей:
1. В школе поставили турникет. Теперь пройти внутрь школы могут только ученики и учителя. Как мне объяснили "здесь создаются условия для детей". Родители реально не могут войти даже в фойе! Правда, на плакате, объясняющем как теперь, после установки турникета, всем станет хорошо жить (наденьте намордники и радуйтесь!), написано, что родителям по мере необходимости будут выдаваться гостевые карты. Но на самом деле вахтер мне ясно сказала - "а вы на домашнем обучении, вам в школе вообще делать нечего!"
2. Со мной упорно не соглашаются, что промежуточные аттестации - это и есть экзамены за весь курс предмета в одном классе. Хотя в договоре на экстернат, который они же сами и составили, написано - ребенок переводится в следующий класс на основании результатов промежуточных аттестаций.
3. Написали контрольную по математике, учительница посмотрела, говорит - все хорошо, только теперь мы корень уравнения подчеркиваем. То есть не просто Х=12, а Х=12. Чувствуете разницу?
Вот теперь вы понимаете почему подсознание начинает чувствовать опасность? Вы не знаете, чего ожидать дальше от этих людей, потому что их действия не поддаются логике. Но вы вынуждены с ними контактировать и в некоторой мере от них зависеть.
Вот почему, когда мы с Машкой приходим из школы после очередной аттестации, я хочу лечь с ней в кровать, обнять ее, укрыться одеялом и так лежать. А после этого уже можно идти пить горячий чай с конфетами, потому что мы в очередной раз победили!
А вот
запись 2006 года. Соединённые Штаты Америки. (Эта семья сейчас на хоумскулинге.)
Ну вот оно добралось и до нас.
Сенька (кажется, 6-ой класс - О.П.) вчера провел день в детской тюрьме. Принес в школу перочинный ножик - дети у нас выпросили по складному ножичку в Амишской деревне. Вроде, нужная вещь в путешествии. Ну, мы купили. Ну кто мог знать? Один мальчик в школе до него докопался - сказал, щас ткну тебя карандашом. Ну а Сенька достает нож и говорит - а я тогда ткну тебя вот этим. У них просто в школе шутки такие, Сенька мне давно рассказывал. А я радовалась, что ребеночек так быстро адаптировался и не дает себя в обиду. Например, когда у Сеньки была сломана нога, один парень ему говорит - да я щас тебе и вторую ногу переломаю! А Сенька, хоть и калека, за словом в карман не лезет: А я тебя за шею костылем зацеплю и вот так поверну - хрясь!
Ну, конечно, можно себе представить, что значит здесь принести в школу “оружие” - по известному прецеденту. Теперь шьют нападение с отягчающими обстоятельствами плюс откуда-то еще появилось нанесение телесных повреждений. Этому уж даже учителя дивятся, которые настучать настучали и ментам сдали, но таких последствий все же не ожидали. В тюрьму ни меня, ни адвоката не пускали, разговаривать по телефону не давали. Сенька попросил позвонить - сказали, не положено.
В одиночке Сенька вел себя правильно. Пытался уснуть. Матерился, говорит, по-русски - суки, бляди, выпустите меня. Потом перевели в другую одиночку, маленькую. Есть не давали весь день. Потом перевели в другую камеру с парочкой чорных подростков 15-16 лет. Вполне с ними задружился и солидаризировался. Они поведали много интересного о своих преступлениях. Один, якобы, побил учителя и угнал его машину. Другой подрался с полицейским. Они сказли - все будет нормально, родителям тебя должны отдать. Фотографировали еще - это показалось прикольно - с доской на груди, “как преступников”. Типа, аттракцион такой. Назовем его, скажем, "Алькатрас". Потом наручниками всех приковали друг к другу и везли в другую тюрьму - там их выдают родителям до поры/до времени. Если вообще выдают.
А мы меж тем стояли на ушах. Потому что мне как раз говорили, что это совершенно не факт, что его отдадут, ибо он соврешил тяжкое преступление. Ну и вообще было непонятно, что и как они там с ним делают. Кто мог знать, что Сенька окажется лучшим другом чорных подростков и полицеских.
Из школы Сеньку выгнали и теперь переводят в какое-то CEP - это школа, типа, для малолетних преступников. Туда я его, конечно, не отдам - надо срочно организовать хоумскулинг. В апреле суд. В худшем случае отcидка до шести месяцев, в хорошем - какой-то пробейшен. Это значит, что тебя ставят на учет и регулярно с тобой встречаются за разными неприятными надобностями типа проверки на наркотики. За ребенком тянется криминал рекорд, который влияет на все на свете. Полицеские могут приходить в дом без предупреждения и присматривать, как оно тут у нас. Такие дела, превед.
А я вот все думаю, что неплохо, что оно так все неприкрыто. Может, хватит уже делать вид, что все нормально. Все НЕ нормально. Почему кто-то и как-то чему-то учит моих детей? Любит ли он поросят и если да, то как он их любит? Потому что давно было пора забрать детей из школы и учить их дома. И вообще быть более внимательной ко всему, что происходит, и от много-много чего решительным образом отказаться. А когда ты кооперируешься с этой системой и прогибаешься понемножку, то оно потом и незаметно уже становится. Я же читала в начале года кодекс этой школы - совершенно фукодианское произведение. Да что там - вся школа просто построена по проекту Паноптикона. Сенька тогда нарисовал очень хороший комикс про то, как ученика расстреливают за то, что он забыл какую-то деталь школьной формы. Комик потерялся, только помню диалог судьи и обвиняемого:
- Kid, did you comply with the dress code?
- Yes, your honor, but…
- No buts - only kicked butts!
Дальше ученика зверски расстреливают, окровавленное тело валяется под пятой у супостата.
На ум приходит документальный фильм 2009 года "Война с детьми" (
The War On Kids). Основные тезисы фильма: школы всё больше и больше напоминают тюрьмы, где с детьми обращаются, как с преступниками, а соблюдение их гражданских прав постепенно сводится на нет. Назначение медицинских препаратов типа Риталина и Прозака переходит все рамки разумного. Пока ещё у школьных властей нет возможности насильно заставлять детей принимать мед.препараты, но система "убеждения" родителей раскатывает сомневающихсях, как каток по асфальту.
Я понимаю школьные власти. Им страшно. Это ведь реально страшно - поворачиваться спиной к 30 парам волчьих глаз и никогда не быть уверенным, что тебя поджидает за углом. Такие страхи неведомы учителям, которые приходят в школу учить детей, заботится о них и вести за собой, но те, для кого дети в школе - это лишь фамилии с порядковыми номерами, средний бал стандартизированного теста или правильно/неправильно оформленная работа по математике, такие да, очень боятся. И есть чего.
Мы столько лет отделяли школу от семьи, от коммьюнити, что, наконец, преуспели. Наших детей забирают от нас в учебные заведения, но там их никто не ждёт, никто не стремится узнать побольше о наших детях, сделать так, чтобы в школе им было уютно, заботиться о них, чтобы ребёнок понял: да, я тут в безопасности, я окружён взрослыми, которым я не безразличен, они позаботятся обо мне, а я могу сосредоточиться на исследовании мира.
Нет, вместо этого с порога, не успев сказать "здрасте" - ребёнок им уже должен. Должен много и непонятно чего, и правила каждый день меняются. Но господа, работники образования, люди (не только дети) устроены так, что слушаться, следовать за и учиться они будут только у тех, к кому они привязаны, в ком они признали авторитет, а не кого им навязали по разнарядке. Да, видимость порядка (также, как и видимость учёбы) можно поддерживать насильственными способами и без согласия на то детей. Но каждое действие рождает противодействие, любая дисциплинарная мера в конце концов потерпит крах. Последует ужесточение дисциплины и новый виток насилия.
Наши школы - это сошедший с ума механизм, который сам себя загоняет в угол, пытаясь решать свои проблемы путём их эскалации.
Программы типа
"Zero Tolerance" (наказание любого нарушения установленных правил, не взирая на то, была ли это случайная ошибка, незнание или безвыходные обстоятельства) - это паранойя.
Общегосударственные пиар кампании по убеждению родителей, что проблемы поведения - это проблемы химического характера - это жадность корпораций, лень думать и зарывание головы в песок.
P.S. В фильме есть эпизод, где параллельно сравнивается тюрьма и обычная городская школа. Тюрьма выглядит менее депрессивно.
P.P.S. Эпизод с собаками и полицейскими - так в американских школах ищут наркотики (в тот раз, кстати, ничего не нашли, но детей напугали до смерти).
Click to view