Последнее время я стала с большой опаской относится к слову "демократический". Правильно ли я его понимаю? Демократические государства, демократические школы, так ли хорошо то, что называется этими красивыми словами?
22 июня 2010-го года образцово-показательная демократическая страна Швеция сделала практически нелегальным домашнее обучение. К двум, уже существовавшим в старом законе об образовании требованиям: о том, чтобы домашнее обучение было не хуже школьного и о праве госорганов проводить проверки, - добавилось третье требование: что домашнее обучение может осуществляться лишь в «исключительных обстоятельствах». Юристы шведской ассоциации хоумскулеров поясняют, что в условиях шведского юридического контекста «исключительные обстоятельства» означают фактический запрет на нешкольное образование в стране.
Маразм ситуации усугубляется тем, что речь идёт об очень маленькой группе людей: в Швеции всего около 50 семей обучают детей дома. Ещё одно «нововведение» только что принятого закона касается того, чтобы рассматривать детские садики и «пре-школы» как к одну из форм школьного обучения. Есть опасение, что это может привести в дальнейшем к обязательному посещению детских дошкольных учреждений.
Так называемая нордическя модель (Nordic model) заботы о детях: распространённость и доступность детских муниципальных садов, возможность их посещения детьми начиная с 1 года, высокая трудовая занятость женщин, - получает всё большую популярность в других странах Европы и в Северной Америке. Начиналось всё довольно невинно, с благородной цели снизить уровень детской бедности. Поэтому на государственном уровне стала проводиться политика высвобождения женщин от домашнего труда, дефамилизация заботы о детях и стариках и перевод их (женщин) в область оплачиваемого труда.
На сегодня среднестатистическая шведская семья - это папа и мама, занятые на работе полную рабочую неделю, 1-2 ребёнка, посещающие детский сад или школу, где они могут находится до 10 часов в день, бабушки и дедушки, живущие отдельно, часто в специальных поселениях «для тех, кому за...» или домах престарелых, где о них заботятся специально обученные люди.
Швеция и другие скандинавские страны являются лидерами в области поддержки семьи и находятся на последних местах по уровню детской бедности. В Швеции, в частности, уровень детской бедности самый низкий в мире (Канада, для сравнения, только на 40-м месте с конца).
А ещё Швеция занимает первое место в мире по уровню эмоциональных и психических расстройств среди 4-х летних детей. А процент самоубийств среди взрослых «немного выше среднеевропейского». А Дания, кажется, лидирует в мире по количеству самоубийств «на душу населения».
Напоминаю, Швеция - демократическая страна. В Швеции много альтернативных, сертифицированных школ, которые частично оплачиваются государством и финансово доступны большинству родителей. Но когда демократическая страна начинает «знать» лучше своих граждан, что - лучше, то ничего хорошего ожидать не приходится. Государство берёт на себя ответственность за воспитание и образование наших детей, а понятие «гражданин» подменяется понятиями «клиент» и «потребитель».
А когда оказывается, что 50 семей в стране всё-таки не желают потреблять то, что им предлагает государство, то государство тут же входит в раж, чуя угрозу своей абсолютистской демократии.