В комментариях задали вопрос о том, как отличить нарцисса от человека с нарциссической травмой, т.е. того, чья психика развила нарциссические черты под влиянием жизни с нарциссом. Мне для проверки ответа на это вопрос не хватает практических знаний, поэтому буду рада комментариям тех, кто в теме.
Если исходить из той психологической теории, которой я придерживаюсь и на основе которой строю свои рассуждения о нарциссах, то основное отличие будет таким:
- Нарциссу очень важно получать именно отражённый свет. Внутри нарцисса, несмотря на то, что я написала о пустоте, уже нагромождено множество конструктов о собственной важности, значимости, грандиозности, и он ждёт постоянного подтверждения об этом.
- При нарциссической травме внутри, наоборот, всё заполнено ощущением своей беспомощности и никчемности, и подтверждения значимости должны поступать извне.
Т.е. идеальный диалог нарцисса с внешним миром будет приблизительно таким: "Я самый умный/красивый/богатый/талантливый (в зависимости от того, что мозг выбрал в качестве основного средства достижения привязанности)". - "Да, бесспорно, ты самый умный/красивый/богатый/талантливый, и как же нам повезло, что мы имеем возможность лицезреть твоё сияние". "Я молодец? Я молодец?" - "Да, ты супер-бупер-экстра-невероятный молодец!"
Периодически, когда не всё в жизни идеально, нарцисс начинает себя обесценивать: "Я урод, ничтожество, "проект не удался", но если вы начнёте подтверждать "Да-да, ты урод, никчемность и всё сделал для того, чтобы проект твоей жизни не удался", ну или хотя бы сомневаться в грандиозности нарцисса, то он очень быстро вас покинет и пойдёт искать того, кто будет горячо опровергать его стенания и рассказывать ему о его великолепии.
При нарциссической травме человек, обычно, искренне уверен в своей никчемности и положительные отзывы о себе воспринимает с удивлением и недоверием. Он способен долго оставаться с теми, кто его принижает, и требуется много времени и отзывов, чтобы человек начал верить в то, что он достоин любви и уважения.
Вот что пишет Таня Танк в своей книге "Бойся, я с тобой":
Постоянное «прибеднение» - это нарциссовы альфа и омега. Они превозносят вас и принижают себя. Вы прекрасны - они ущербны. Вы умны - они невежественны. У вас хорошие друзья - они же отвергнуты жестоким миром. Вы успешны в любимой профессии - для них самореализация превратилась в несбыточную мечту. У вас теплые отношения в семье - их с детства гнобят, бьют, а то и насилуют. От партнера ожидается, что он возьмёт на себя функцию «волшебного зеркальца».
И Неотразимый этого добивается! Жертва недоумевает: как этот прекрасный, умный, чуткий и добрый человек может быть несчастен? Где у людей глаза? Жертва перебивает самоуничижительный бубнеж Неотразимого и начинает горячо доказывать, что он чрезмерно строг к себе, что он щедро одарен как внешне, так и внутренне и ничто не мешает ему быть любимым, успешным, востребованным… Неотразимый только этого и ждет. Нарциссический ресурс, который до этого исходил от вас тоненькой струйкой, превращается в ручей, затем в полноводную реку…