Из Фейсбука СВОБОДНАЯ ИГРА: РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОТИВ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ.
"2 июня у нас малышом случилось путешествие на семинар Ольги Писарик «Свободная игра: раннее развитие против раннего обучения» . Сначала я сомневалась, стоит ли идти, поскольку тема свободной игры мне давно интересна и близка, я обращаюсь к ней и в профессии и в том, как создаю пространство для развития своих детей. И у меня не было вопросов. Однако, любопытство и желание послушать интересного человека привели меня на встречу. Я очень рада, что оказалась в этой группе: теплая приятная атмосфера, много интересных нюансов по теме и особенное видение и понимание того, как развивается ребенок.
Про атмосферу: каждый участник мог высказываться, при этом мы всё успели, и Ольга ответила на каждый вопрос. Было ощущение, что ведущий как будто обнимает группу своим вниманием, замечая и принимая каждого.
Про развитие ребенка. Ольга говорила о «хрупкости» того, что зарождается в ребенке. Опасность раннего обучения в том, что мы со своими грязными сапогами, не понимая ничего, начинаем что-то в ребенка впихивать исходя из собственного видения его развития, собственного амбициозного родительского «плана» будущего ребенка. При этом можем пропустить, не заметить того, что в малыше заложено и что стремится к развитию, к «расцвету и пробуждению», как говорят французы. Нам, как родителям важно ценить именно это «хрупкое», «зарождающееся», что и проявляется и развивается в свободной игре, чтобы потом ребенок, вырастая во взрослого, был в контакте с самим собой, со своим предназначением, с тем, что ему интересно, важно, что вдохновляет именно его.
Игра - это процесс, не результат.
Свободная игра - это состояние души. В игре происходят рост и развитие, появляются новые нейронные связи в головном мозге. И ребенок делает это САМ, без специального влияния и обучения со стороны взрослого. В этот момент для ребенка важно его одиночество, невмешательство со стороны. Но это не означает, что взрослый просто оставляет ребенка, взрослому важно напитать ребенка «привязанностью». Ведь только благодаря безопасной привязанности ребенок может играть, в нем раскрывается энергия дерзновения, творчество.
Мы, участники семинара, задавали вопрос: «А если ребенок все время зовет маму поиграть вместе?». Ольга отвечала, что важно не столько играть с ним, сколько дать ему свое внимание, контакт и близость, а потом оставить его с самим собой, чтобы он мог, получив достаточно извне, обратиться вовнутрь, к себе.
Мне вспомнился эпизод из моего детства. Мы с мамой на кухне чистим картошку. Картошка в земле, мои пальчики пачкаются и оставляют следы на белой части картофелины, делая ее снова черной. Я продолжаю ножичком срезать там, где есть черные следы. При этом я что-то тихонько пою или рассказываю: помню внутренний поток и абсолютное сосредоточение на себе и этой картофелине. В моем воображении я чищу какой-то орешек, что-то думаю про принцесс и золушек. Пробуждаясь от увлеченности процессом, я только в какой-то момент понимаю, что мама уже начистила целую большую кастрюлю картошки, а я все это время чистила только одну, при этом она из большой картофелины превратилась в маленькую горошинку. Но столько всего произошло внутри меня! Целые истории и фантазии, и ощущение полного погружения, увлеченности, сосредоточенности. Спасибо моей маме, что она дала мне насладиться всем этим, не требуя поскорее почистить как можно больше картошки.
Спасибо Ольге и за теоретическую и часть, и за возможность вспомнить про это прекрасное состояние свободной игры внутри себя, чтобы поддерживать эту ценность в моей жизни, как мамы, и в моей профессиональной практике."
Альфия Рахманова, танцевально-двигательный психотерапевт, руководитель детского двигательного пространства «Двигалки».