Из личного опыта

Jul 19, 2011 20:01

Пришёл отзыв на почту, не могу не поделиться. Возможно кто-то узнает себя и поверит в возможность других отношений.

И ещё, вот как после таких отзывов не верить в чудо? Приёмный ребёнок, до двух с половиной лет не дома, проблемы с поведением и у ребёнка и у мамы. В итоге мама читает жж (даже не консультируется, а просто читает и осмысливает) и за пару месяцев - золотой ребёнок и  счастливая мама. Просто фантастика.

"Очень хочется рассказать Вам, как изменились наши с сыном отношения после моего изучения Ваших постов про привязанность.

Начну с того, что у меня - приёмный ребёнок. Любимый, единственный, но адаптация у нас была довольно сложной. (Мы вместе с его двух с половиной, сейчас ему шесть с половиной.) Правда, мне думается, что масла в огонь подливали мои  родители: стоило ребёнку, например, переполнившись впечатлениями, устроить истерику - как они мне сообщали, что он не вполне нормален, и вообще, это всё гены сказываются, и я с ним ещё наплачусь. А мне от его непрекращающейся истерики самой плакать хотелось, и я забывала, что ребёнку нужно сбросить напряжение в слезах или беготне. И потом - родители всё-таки детей воспитали, а у меня пока всего один.

Когда он орал как резанный «Хочу!», «Дай!», «Пойдём!» - я, поуговаривав его некоторое время, тоже начинала кричать - а куда деваться? Мы воевали практически за всё (пойдём, помоем ручки! Не хочу! Объясняю, что руки мыть надо, говорю, что если не помоет - не дам есть, потому что грязными руками нельзя - крики, замахивания). И это при том, что я была нестрогой мамой: не заставляла «есть, что дают», соглашалась, что можно погулять ещё, если домой не хочется… И вот поди ж ты: предлагаю сделать что-то совершенно обычное, а мне в ответ одно «нет!». Уже не знала, что и делать, но одно чувство у меня было чётким: он меня не воспринимает, как маму. Впрочем, его био-мама мамой и не была, так что откуда ему и брать нормальное отношение.

Самыми сложными были две вещи: утешать его, когда плачет, и говорить что-нибудь ласковое, когда противится. Он же плакал, когда твердил, что не будет чего-то (опять!), и я уже психовала и говорила: «Не подходи ко мне!» А тут нужно было подойти и утешить. Первые несколько раз он меня всё отпихивал, ругался. А потом я как-то сама смягчилась, что ли. Стало нормальным подойти и утешить своего ребёнка, раз уж он плачет, и пусть он сколько угодно будет неправ. После этого стало понятным, что нужно сначала подойти, присесть на корточки, улыбнуться… и раздражение куда-то испарялось. Теперь уже совсем просто, когда он швырнёт сандалик в раздражении от того, что он голоден, а дома почему-то нет куриной ножки, выдохнуть и пойти утешать. «Ванечка, ты голодный?» Сумрачный кивок. «А хочешь, мы с тобой пойдём блинчики покушаем? Они тоже с курочкой!» «Нет, не пойду, я здесь буду! Не хочу домой!» «Ну, хорошо. Хочешь, я тебе блинчики вынесу и поставлю на крылечко? И тебе не придётся заходить в дом». И всё это - поглаживая его по спинке. Деткин успокаивается, съедает блинчики и перестаёт психовать, а мне тоже хорошо - оттого, что справилась. И нервов как-то тратится гораздо меньше. Практически совсем не тратятся! :)

И знаете, вот Вы говорили про привязанность к ровесникам, вместо привязанности к родителям - сдаётся мне, она у него была. Допустим, шли мы в магазин, он встречал девочку из своей группы, и: «Мама, я буду с Алёной, а с тобой я идти не хочу, ты мне сама всё купишь!» Мы живём в деревне, здесь дети гуляют практически самостоятельно, взрослые могут следить из-за забора, копаясь на грядках. А тут я стала везде ходить с ним. И он мне несколько раз задавал вопрос: «Зачем ты за мной ходишь?» Отвечала: «Потому что мне без тебя скучно, мне с тобой спокойнее и интереснее!» И вот он мне вопрос задавал несколько дней - чтобы получить этот ответ! :) На прогулке ко мне подходит, прижимается и спрашивает: «Ты меня охраняешь, чтобы никто не обижал?» :)

А вот то, что он стал активно собирать модельки из конструкторов сам (раньше всё время я предлагала), и песенки стал сочинять на ходу, да ещё и складно, и игры новые придумывает - это энергия дерзновения? Мне кажется, это она. Что интересно, я тоже стала ему колыбельные и прочие уговаривалки сочинять на ходу, и в рифму! :) И что меня удивило - он стал НАМНОГО спокойнее: с детьми не дерётся, не дразнится, и стал объяснять, что думает и чего хочет. И стал как-то чувствовать других: сейчас если и ударит, то действительно случайно - вчера вот самокат в руках не удержал, мне по ноге попал. И как же просил прощения! А раньше: идёт, руками размахивает, вполне больно ударил, и говорит: «Я же нечаянно!» И вообще очень старается быть послушным - золотой ребёнок! Даже вот живут недалеко от нас дети из пьющих семей - а он с ними в одну группу ходит. Я общаться не запрещала прямо, но старалась ограничить, а он всё равно общался. И эти дети и игрушки его ломали, и палкой ударяли, а он всё равно к ним шёл. Теперь не идёт! Теперь они за ним бегают, а он игнорирует. :)

В общем, ребёнок у меня совершенно замечательный! А вот мне приходилось каждый день читать про жизненно-важную связь, пока не увидела воочию, что она работает. Видели бы Вы, как у меня мама кривится, когда я его утешаю! «Он сам виноват, а ты же его ещё и утешаешь!» Но теперь маму просто не слушать, уже ясно, что она неправа.

Я не успела наделать непоправимых ошибок. И поняла, что как он меня мамой не чувствовал, так и я себя ею не ощущала до конца. Да, знаете, раньше он во сне вертелся так, что ударял ногой/рукой в стену. А теперь спит спокойно, если начинает вертеться, я его беру за руку, или даю ему свой палец - сжимает и  успокаивается."

*истории, (*), *приёмные дети, *психология

Previous post Next post
Up