Роль природы в процессе взросления

Jun 19, 2011 18:36

Вторую часть курса решила выкладывать не по занятиям, а по смысловым блокам, чтобы посты не были такими огромными и информация легче усваивалась. Завела отдельный тэг   *помогаем детям расти,  буду всё складывать туда.

Видеть перспективу

В родительстве очень важно видеть перспективу, видеть лес за деревьями. Чтобы в пылу наших усилий установить дисциплину, научить, справиться, преодолеть, мы не забывали, что мы не боремся с нашими детьми, а растим их. Растим для того, чтобы помочь им реализовать свой человеческий потенциал.

В контексте выращивания детей смысловая нагрузка у слова «потенциал» двойная. Во-первых, под потенциалом понимаются таланты и способности, характерные для конкретного ребёнка.

Во-вторых, в более общем смысле, под понятием потенциал понимается именно Человеческий потенциал, реализация себя, как Полноценно Функционирующего Человека (Карл Роджерс). http://www.psylib.ukrweb.net/books/roger01/txt09.htm

Роджерс построил свою теорию и психотерапевтическую прак­тику на понятии «полностью функционирующей личности». Пол­ностью функционирующие люди, как правило, размышляют и за­дают следующие вопросы: «Кто я?», «Как я могу обнаружить мое настоящее Я?», «Как мне стать тем, кем я очень хочу стать?», «Как мне выйти из укрытия и стать самим собой?» Роджерс утверждает, что когда люди отвергают внешнюю оболочку и принимают самих себя, они движутся в направлении открытия опыту (они начинают видеть реальность, не искажая ее). Они верят самим себе и ищут ответы на вопросы в самих себе. Они больше не пытаются стать за­конченной, постоянной сущностью, осознавая, что развитие - это процесс. «Такие полностью функционирующие люди, - пишет Род­жерс, - находятся в текущем процессе пересмотра своего восприя­тия и убеждений, так как они открыты для нового опыта».  - отсюда.
Курс «Помогаем детям расти» был разработан именно для того, чтобы рассказать, как происходит взросление, как помочь детям стать полноценными, самодостаточными, гармоничными людьми, реализовать свой психологический и эмоциональный потенциал. При этом у нас есть все основания считать, что гармоничная личность и свои персональные таланты и способности реализует наилучшим для себя образом.

Две характеристики процесса взросления

Процесс, при котором потенциал развивается и реализовывается мы называем взросление, зрелость. У этого процесса есть две основных характеристики.

Зрелость может не состояться. Старость неизбежна, а зрелость - нет. Все стареют, но не все взрослеют. Как заметил Роберт Блай в своей книге «Общество сиблингов»: «Незрелость - эпидемия нашего общества».

Взросление происходит спонтанно. Процессом взросления невозможно управлять. Даже если мы скажем ребёнку: «Веди себя как взрослый», «Будь взрослым», он не станет от этого взрослее. 
Также зрелость невозможно имитировать.

Природа - основная движущая сила процесса взросления

Процесс взросления - сложный процесс, где у каждого действующего лица (природа, родители, ребёнок) - своя роль. Но именно природа является основной движущей силой. На этом моменте хотелось бы остановиться поподробнее.

Чудо взросления - удивительный феномен, который не возможно полностью обьяснить или имитировать. Мы можем просто наблюдать и восхищаться. Мы, как родители, имеем в этой пьесе свою роль, мы можем помочь произойти этому чуду, но мы не можем стать его причиной.

Так заложено природой, что мозг младенца - открытая и незавершённая система. Сделано это для лучшей адаптации, для того, чтобы требования среды (т. е. культура) могли легко передаваться следущему поколению. У каждого ребёнка есть свой уникальный набор генов, но, придя в этот мир, каждый ребёнок подстраивается под обстоятельства и окружение. Представим двух однояйцевых близнецов (т. е. с одинаковым набором генов), рождённых в Африке, и усыновлённых, один в Африке, а другой в США. У них обоих есть все шансы вписаться в окружающее общество и реализовать свой человеческий потенциал, несмотря на то, что их генетическая память одинакова, а среда, в которой они растут совершенно разная.

Той же природой заложено, что взросление ребёнка - задача природы. После рождения мозг интенсивно растёт, развиваются области, отвечающие за моторику, за социализацию, за интегративное мышление. Если в год вы с ребёнком едите в гости к бабушке и там малыш начинает ходить, то это не значит, что без бабушки он бы так этому и не научился, просто у ребёнка достаточно развились соответствующие области мозга. Если в шесть лет в садике ребёнок начинает играть с другими детьми, то это не значит, что без садика он не смог бы этого делать. В лимбической системе происходят изменения, ребёнок начинает испытывать всё более комплексные эмоции, начинает выражать заботу, брать на себя ответственность, проявлять инициативу.

Три вектора, по которым происходит взросление

Процесс взросления я часто буду сравнивать с ростом растения, потому что это наиболее наглядная и близкая аналогия. Как нельзя ускорить рост растения, пытаясь тянуть его вверх, так нельзя и искусственно ускорить взросление ребёнка, можно лишь создать благоприятную среду.

Процесс взросления условно можно разделить на три  ветви, или вектора, по которым он происходит и которые очень тесно переплетаются, но для учебных целей мы их разделим.

Процесс стихийной энергии или энергии дерзновения - когда ребёнок становится жизнеспособен , психологически независим, может нести за себя ответственность.

Интегративный процесс - когда ребёнок начинает взаимодействовать с другими людьми без потери себя, и без того, чтобы навязывать себя другим. Близость без потери индивидуальности.

Адаптивный процесс - благодаря которому мы учимся на своих ошибках, восстанавливаемся после травм, изменяемся под воздействием обстоятельств, которые мы не в состоянии изменить.

В следующий раз поговорим о той роли, которую играют родители в процессе взросления.

(*), *помогаем детям расти, *психология

Previous post Next post
Up