Aug 26, 2013 23:16
С детских лет в поездках по разным городам обязательным пунктом было посещение кладбища (мемориального - исторического, не связанного с родственниками или где дедушка с бабушкой похоронены (с маминой стороны). Потом уже в юности относилась к посещениям кладбищ, как знакомству с элементами городской архитектуры и традициями населения. Прогулки по Новодевичьему, Ваганьковскому, Александро-Невской Лавре или знаменитому Львовскому отвлекали от суеты, знакомые имена настраивали на философские мысли или вызывали искреннее сожаление о преждевременном уходе. Памятники, естественно, оценивались с тоски зрения их художественной ценности и соответствия замысла скульптора личности усопшего. Усыпальницы царей сильно действуют - значительностью места. Почему-то наводят трепет. В пещерах Киево-Печерской Лавры была еще в состоянии воинствующего атеиста и святость места не осознала. В Псково-Печерский монастырь уже стремилась с трепетом и попала только со второго раза. Когда в первый раз не пустила охранница, было сильное чувство обиды, несправедливого обделения чем-то важным. Т.е. ни кладбища, ни мощи не пугают и воспринимаются как-то отстраненно. А вот на днях была в Октябрьском на Туркменевском - и поняла, что там знакомых уже больше, чем здесь и стало по-настоящему неуютно, страшновато. Раньше место встречи были праздничные демонстрации, потом большинство знакомых на рынке встречала, теперь знакомых лиц встречаю все меньше и реже... В Октябрьском чувствую течение времени и его беспощадность.