Джокер (2019) реж Тодд Филлипс

Oct 06, 2019 21:03




Прошло два дня с момента просмотра, а я до  сих пор отойти не могу.

Потрясающее кино, гениальная игра Хоакина Феникса.

До слез, до спазмов, до ужаса, до самой сердцевины. Цепляет так, что трудно дышать и волосы дыбом. Невыносимая мощь, как написал Слава.

Это скорее социальная драма, нежели чем экранизация комикса: знать о Бэтмене, Готэм-сити и еже с ними вовсе не обязательно (если это кого-то останавливает от просмотра).

История о том, как происходит самое страшное, что может быть: как в душе постепенно гаснет Свет и разрастается Тьма. Как маленький скромный человек, которому и так трудно из-за имеющегося психического заболевания, постепенно погружается в пучину безумия, потому что у него нет другого выбора: окружающий мир и люди отвергают его, травят, издеваются, лишая и без того скромных внутренних и внешних ресурсов, последних точек опоры для его и без того нестабильной психики.

Смотреть, как агонизируют, умирая, мечты и надежды, уступая место озлобленности и мстительности, как исчезает под натиском обстоятельств и равнодушия окружающих добрая часть личности, и верх берет злая звериная - просто невыносимо. Музыкальное сопровождение фильма только усиливает эффект, намертво припаивая тебя к происходящему на экране.

В Готэме - смутные времена: тотальная безработица, разгул преступности, колоссальное классовое расслоение общества. Богатые считают бедных неудачниками, которые сами виноваты в своих бедах. Бедные ненавидят богатых и пытаются выжить всеми имеющимися способами, и те, кто посильнее, жрут своих же слабых, вымещая на них свою злость.

Главный герой - Артур Флэгг, отчаянно пытающийся найти свое место в жизни (а при его исходных данных это ой как непросто), со сложностями  в адаптации и в социальных и межличностных коммуникациях из-за проблем с психикой, с точки зрения и тех и других - всего лишь мусор под ногами, недостойный внимания.  Мы наблюдаем, как его связи с обществом постепенно рушатся, и из ошметков личности  тихого парня, держащегося за вожжи до последнего, поднимается Джокер, отпустивший вожжи напрочь, ставший королем маргиналов и убийц, с кровавой ухмылкой на лице и с вывернутым  наизнанку восприятием понятий добра и зла.

Этот переход, трансформация главного героя - и есть центральная тема фильма. История появления Джокера во вселенной DC, как я поняла, не освещается, и фильм - вольная попытка раскрыть тайну вопроса "почему и откуда появляются злодеи?" (обычно их персонажи со всеми характеристиками преподносятся как имеющаяся данность: этот хороший, а этот - плохой).

А все просто. Либо общество и ты лично придерживаешься концепции "каждый имеет право на жизнь" - и тогда стараешься сделать эту жизнь доступной и достойной  для всех, в том числе сирых, убогих, юродивых, инвалидов, людей с психическими расстройствами, ЛГБТ - и прочих меньшинств. Либо господствует взгляд, что кто-то жизни недостоин (и умозаключение "выживает сильнейший, не справился - его проблемы" - из этой же оперы). Но тогда однажды кто-то может решить, что жизни недостоин именно ты.

Обязательно второй раз пойду смотреть.

И если бы у меня были Оскары, я бы все их Хоакину Фениксу отдала. Знаю, что Американские Киноакадемики ругают фильм за некоторые аспекты (кои для меня, например, неочевидны), но по-моему, я позавчера я посмотрела лучший фильм этого года.

Кино

Previous post Next post
Up