На безлюдье рыбу раком: "Форма воды" Гильермо дель Торо

Jan 30, 2018 15:45



Очень, очень двоякие впечатления остались у меня от этого фильма.
Визуально он богически прекрасен, это факт. Ретро стилистика, рождающая ностальгию по золотым американским шестидесятым, каждый кадр - как открытка.
Салли Хокингс невообразимо мила: у нее отлично получается образ юной,  странноватой, абсолютно романтично настроенной  особы, несмотря на то, что тетеньке уже почти 42 года. Она обаятельна в какой-то своей угловатости и вместе со своим соседом-художником не вписывается в мир, встающий на рельсы эпохи потребления: сердцем они остаются во вселенной, где нарисованные руками картины ценятся выше, чем мгновенные фото на Полароиде, а старые виниловые пластинки никогда не заменят на МР3.
Музыкальный ряд навевает ассоциации с "Амели": легкая, увлекающая за собой музыка. Танцевальное дефиле - реверанс в сторону "Ла-ла-лэнд", как мне думается.
Гильермо остался верен себе и создал очередной сказочный мир, заключенный внутри стеклянного шара с искусственным снегом: все и всё на своих местах, на кружение блёсток можно любоваться бесконечно.

Но надо чётко понимать, а что же именно нам показывают.


А показывают нам ничто иное, как две лютых сексуальных перверсии по Литваку: зоофилию и педофилию.

Главной героине, безусловно, трудно устроить личную жизнь при своей особенности (немоте). Но она отнюдь не мутант и не фрик, и люди от неё вовсе не шарахаются. Однако, мисс Эспозито подходит к вопросу радикально, выбирая в качестве возлюбленного ещё более "обиженное" судьбой существо -  антропоморфную амфибию,  про которое сначала даже и непонятно, какого оно пола и разумно ли вообще. После кадра, в котором Ихтиандр всплыл из глубин, я подумала: да лаааааадно, вы серьёзно??? А таки да, хорошо, что хоть без подробностей, а намёком :))) Причём, чтобы зритель комфортно переварил этот факт, предшествующие сцены сексуального характера показаны в мало приглядном свете; а "ухажёр" немой уборщицы по совместительству садист, расист, карьерист и чмырь редкостный. На таком фоне русал смотрится очень даже выигрышно, хотя у него когти, перепонки и плавники как у берша во всех местах))))) Почти прЫнц, ибо встречает свою благодетельницу каждый раз с радостью (ну ещё бы, она то яйца варёные принесёт, то патефон) и "видит её такой, какая есть". Напрягаться с коммуникацией тоже не надо: жабры слабая замена голосовым связкам. Блин, да если бы героиня собаку завела, то было бы то же самое)))) Тем не менее,  барышня берёт товарища домой на воспитание и с энтузиазмом начинает взращивать из него культурное существо в лучших традициях "Аленького цветочка" (или "Красавицы и чудовища", кому что ближе). Выбора особого у Ихтиандра нету, так как он всецело зависит от женщины, как дитя малое. Так что приходится учиться сидеть за столом и ходить в лоток туалет. О спонтанности или партнёрских отношениях речь не идёт, всё это игра в одни ворота.
В финале, правда, ихтиомен реабилитируется маленько и всё такое, но если разобраться, то это не он эволюционирует (остался таким, каким был), а героиня "оскатинивается" до его уровня, погружаясь вслед и полностью отказываясь от своего мира. И всё это трогает невероятно, потому всепоглощающая жерственность у баб в крови, всем хочется верить в любовь, которая исправит и спасёт. Одни хотят быть жертвенными и всё кидать на алтарь идеализированной любви, а другим хочется такие жертвы получать.

Важная ремарочка: фильм мне понравился. Нашей реальности не хватает Любви - любой, особенно вот такой бесхитростной и бескорыстной. Даже малая её толика - немного солнца в холодной воде.  Мне и "Тепло наших тел" нравится, хотя там вообще речь как бы про некрофилию и каннибализм, ггг) Просто я за то, чтобы называть вещи своими именами.

Живите долго и процветайте.
И любите друг друга.

Размышления, Кино

Previous post Next post
Up