“Квадрат” - фильм-победитель Каннского кинофестиваля 2017 года.
Сначала мне было обидно за “Двуличного любовника” Франсуа Озона, который проиграл в схватке за золотую пальмовую ветвь, но очень мне понравился. Однако, когда я посмотрела творение Рубена Эстлунда, мне стало понятно, почему жюри отдало предпочтение “Квадрату”.
Это очень актуальный для европейцев фильм, топчущийся по кровавым мозолям самых острых социальных проблем ЕС последних лет: свобода слова, истинная и псевдотолерантность, резкое расслоение общества по уровню дохода, мигранты, ослепление брендами, проблемы гендерных взаимоотношений, двойные стандарты. По современному искусству, опять же, дорожным катком проехались, да не один раз :)) Чудесные истории с уборщицами имели место в реальности!
С этой точки зрения путешествовать сквозь фильм очень интересно: одно дело смотреть со стороны на соседей, другое - как они сами воспринимают тот бульон, в котором варятся ежедневно.
Скандинавская размеренность, конечно, сказалась на общей атмосфере повествования: 2,5 часа созерцательных размышлений осилит не каждый, никакого тебе клипово-рекламного мельтешения - фильм прямо-таки антипостмодерновый в этом плане - а вставочки с классической музыкой вызывали у меня навязчивые ассоциации с “Антихристом” Ларса фон Триера. Но есть такие моменты, с которых орёшь чуть ли не в голос, и они, несомненно, оправдывают затраченные усилия. Один эпизод с презервативом чего стоит, или сюжетная линия медийщиков, пиарящих выставку.
Нельзя, однако, не признать, что “Квадрат” - фильм-констатация факта, фильм-напоминание, но не фильм-опора или фильм-решение. Смотришь и понимаешь: да, всё именно так и есть, жалко нас всех и….всё. Никакого руководства к действию, лишь немного рассуждений на тему, что “кому-то надо что-то с этим делать”. А что и кому - не очень понятно (ну, или мне не понятно, скажем так). И эта особенность характерна для многих фильмов последних лет. По всей видимости, киноделы пребывают в такой же растерянности, как и обычные граждане. Скажешь: делать так - какая-нибудь группа населения возмутиться. Скажешь: делать этим - возбухнет ещё кто. Желание быть милым для всех и никого не обидеть приводит к странному результату: полной потере ориентиров и бездействию. Нынче выгоднее подпрыгивать на месте, чем бежать по определённой траектории (а ну, как забежишь не туда?). Но без ориентиров у человека, как личности, стираются границы и размягчается ядро, как по мне. Можно дожить до такого, что тебя насиловать будут, а ты не только дать в рожу не сможешь, а даже на три буквы послать постесняешься, да ещё и чувство вины испытывать будешь за подобные крамольные мысли.
В общем, всё не просто в Королевстве: и в нашем, и в Датском и в любом.
Постмодерн, вашу мать.
Живите долго и процветайте