"Антихрист" реж. Ларс фон Триер

Oct 25, 2017 15:40

Ларс фон Триер - режиссёр, к которому я отношусь с очень большим вниманием и почтением. Я люблю фильмы с "подвыпертом", где всё кажется не тем, что есть на самом деле, с лёгким флёром шизофрении и отсылками к психиатрии. А также многослойные фильмы-"луковицы", где можно найти множество смыслов и интерпретаций. "Антихрист" - как раз такой.

Начну с поверхностных слоёв, постепенно двигаясь вглубь.




Слой первый. Поверхностный.
Это история о том, как не надо проводить личную психотерапию. Главный герой нарушил два основных постулата:
а) не работать с близкими людьми
б) работать только по запросу клиента (а клиентка в данном случае переживает острое горе, и я что-то не увидела в фильме её запроса на работу со своими страхами).
Эти две аксиомы - базис консультирования. Результат их нарушения, как можно увидеть - фатальный.



Слой 2. Феминистический.
"Антихрист" называют самым женоненавистническим фильмом режиссёра. Что ж, при желании в нём можно увидеть и рассказ о  положении женщины в патриархальном обществе. Это не только фраза о том, "сколько было убито женщин в средние века только за то, что они - женщины". Это ещё и постоянная тема насилия, совершаемого мужчиной.



Весь фильм главный герой тиранит свою жену, которая безуспешно отбрыкивается от его "креативных" начинаний. Он тащит её куда ЕМУ надо, не особо обращая внимания на то, как ей больно/страшно, что она не хочет. К чему в итоге приводит насилие? К ответному насилию. Женское в женщине умирает, мужское в мужчине калечится, гармония гендерного союза рушится и, как следствие, погибает сама жизнь, которая является плодом этого союза. Именно в этом ключе главного героя можно назвать АНТИхристом. Его любовь (а Христос у верующих проповедует любовь и является её воплощением) - только на словах. На деле же все действия мужчины продиктованы его гордыней (он один знает, КАК лучше и ПРАВИЛЬНЕЕ). Если бы решения и действия героя происходили из любви, то он бы остался в роли мужа, разделяющего горе своей жены.

Слой 3. Религиозно-философский.
В "Антихристе" много отсылок к христианству, помимо названия. Главных героев двое (как Адам и Ева), живут они в хижине, которую называют "Эдем" (райский сад), возле которой растёт дуб с желудями (древо познания добра и зла с его яблоками). Героиня путает ботинки сына, не различая правый и левый - так же изначально не было у людей понятия о Добре и Зле.



Именно она - жертва Змия и сам Змий в одном флаконе, так как "искушает" главного героя своими речами о бессмысленности существования, утверждая, что мир создан Сатаной, а природа является его церковью. Последняя (природа) преподносится как чуждое и враждебное человеку пространство: она УБИВАЕТ людей своими законами, жизнь рождается из низменных страстей (похоти) и есть всего лишь последовательное движение к смерти и гниению.



Поэтому сексуальным сценам в фильме уделено большое внимание, но секс по большей части нездоровый, болезненный, словно свершается от отчаяния и безысходности, хотя в биологическим смысле именно этот  акт позволяет человеческому роду продолжаться.

Получается, что люди находятся в хитроумной ловушке природы (злой внешней и низменной своей собственной), из которой нет выхода: как ни крутись, а результат один - боль, отчаяние и скорбь этого мира, в который ты приходишь, чтобы страдать, а потом умереть. И, если из плена своей внутренней природы вырваться возможно (герой убивает свою жену), то жизнь, с точки зрения режиссёра, всё также существует в соответствии с вышеописанным законом (толпа женщин, которую мужчина встречает в лесу).



Однако, образ главной героини, которая одновременно является источником Зла и источником Жизни (добра) можно интерпретировать и вне религиозного контекста.

Достаточно вспомнить труды Карла Густава Юнга, чтобы понять, насколько она близка к воплощению архетипа Великой Матери - одному из самых мощных архетипов согласно его теории. Великая Мать способна как дать жизнь, так и лишить её. Отсюда агрессия и сексуальные порывы героини - поочерёдно, но чаще вперемешку. В этом случае мрачные картины "Антихриста" - всего лишь декорация коллективного бессознательного: тёмной области человеческой психики, куда не проникает свет рациональности и осознавания, места, где обитают архетипы.
По же версии Юнга, они оказывают колоссальное влияние на жизнь и поведение человека, так как неразрывно связаны с его сущностью (сцена, где женщина пытается обездвижить и привязать к себе партнёра при помощи точильного круга). Избавиться от архетипов - невозможно, можно только научиться не поддаваться всецело их негативному влиянию, но это сродни бегству (что и совершает главный герой).

Слой 4. Личностный.
Всем, кто не поленился и погуглил, известно, что во время своей работы над "Антихристом" Ларс фон Триер страдал от депрессии. Исходя из этого фильм можно расценивать как визуализацию внутренних переживаний режиссёра, симптомов его заболевания и борьбы с ними.



Всё начинается внезапно, со сцены падения ребёнка. Пять минут назад жизнь была прекрасна (супруги занимались любовью), потом - бац! - и мир померк и взорвался от боли. По сути,  депрессивный эпизод так и начинается: человек проваливается в бездну подавленности, пониженного настроения, самобичевания,  и мыслей о суициде. Иногда этому способствуют внешние события, которые запускают этот маховик (стресс, утрата, болезнь), а иногда - нет. Но, даже если в социальном плане всё хорошо (квартира, машина, работа, дача, семья), от такой беды никто не застрахован. Депрессия - заболевание серьёзное, тут методами хюгге не обойдёшься. Именно поэтому героиня оказывается в больнице (а в реальности Триер госпитализируется и проходит курс лечения в специализированной клинике).



Мир во время депрессивного эпизода теряет свои краски. В фильме это тоже есть: хотя картинка почти на всём его протяжении цветная, но видится она как чёрно-белая - настолько мрачная. Основное действие разворачивается в замкнутом пространстве (хижина), и даже лес, окружающий дом супругов, подёрнут туманом, размыт и не даёт ощущения простора. Именно так и воспринимается окружающая действительность во время депрессии.

Всё происходящее вокруг пропускается через призму болезни, ощущается гнетущим, бесцветным, безрадостным, распадающимся. Мир сужается до пределов личности, человек замыкается в себе, погружаясь всё глубже и глубже во внутреннюю тьму, наполненную болью, страхами и виной (эпизод, где мужчина прячется в какой-то норе, где на него нападает ворон, сцены, где женщина дерётся, а потом калечит мужчину).



С этой точки зрения я склонна интерпретировать отношения героев как взаимодействие человека, страдающего депрессией, со своей болезнью; где мужчина - тот, кто болеет, а женщина - депрессия.

К счастью, герою удаётся победить свой недуг. Он противопоставляет ему свою рациональность (критические рассуждения мужчины о логических погрешностях в утверждениях жены - и по статистике именно когнитивно поведенческая психотерапия наиболее эффективна при данной проблеме), а потом собственноручно душит его, хотя даётся ему это через огромное напряжение и страдание.
И этот момент очень важный, с моей точки зрения, так как показывает, что главная битва свершается САМИМ пациентом ВНУТРИ него самого. Но, если он побеждает, то, как главный герой, выходит из темного леса и возвращается в мир, который опять обретает свою чёткость.

Живите долго и процветайте.
И не болейте.

Профессиональное, Размышления, Религия, Кино

Previous post Next post
Up