Очень любят порой наши граждане навешивать на окружающих ярлыки психиатрических диагнозов: этот психопат, у этой депрессия, а вон у тех - поголовная шизофрения. И давать потом советы, как все это лечить. При этом, если копнуть чуть глубже, то выяснится, что на самом-то деле, никто толком и не знает не только медицинских аспектов вопроса, но и самого главного: как существовать рядом с такими людьми, как взаимодействовать с ними, что переживают их родные и знакомые.
Иногда в этом помогают фильмы, посвященные данной непростой тематике и позволяющие прикоснуться к странному миру душевнобольных. Жаль, что эти фильмы мало кто смотрит: на экран в России они попадают редко, а со времен оскароносного "Человека дождя" прошло уже очень много времени. Но, тем не менее.
В честь дня психического здоровья, котрый как раз сегодня.
Начнем с истоков.
"Августина" реж. Алис Винокур
Фильм посвящен взаимоотношениям известного французского невролога и психиатра Жана-Мартена Шарко (да-да, того самого, что душ изобрел и увековечил им свое имя) и его пациентки по имени Августина. В 1885 году доктор работал в стенах больницы Сальпетриер, где изучал явление истерии, а девушка, как нетрудно догадаться, страдала этим заболеванием, да еще и в достаточно тяжелой форме: с псевдопараличами, судорожными гиперкинезами , истерической слепотой и прочими классическими симптомами. В то время эта болезнь рассматривалась как неврологическая патология, и Шарко был первым, кто подметил связь расстройства с физиологическими и конституциональными особенностями. Использовав сеансы гипноза, доктор вызывал у пациентки истерические припадки, наглядно демонстрируя отличие проявлений от эпилепсии: представление Августины на научных сообществах вызывало аншлаги. Однако, чем дольше 60-ти летний Шарко возился с этой 19-ти летней девушкой, тем больше их отношения выходили за рамки простого лечебного альянса. Фильм интересен и как реконструкция медицины тех лет (видели бы вы больницу, в которой лечили героиню, перестали бы бочку катить на отечественное здравоохранение), и своим финалом, в котором уже вовсе не врач спасает пациентку.
"Джейн хочет бойфренда" реж. Уилльям Салливан
В отличие от предыдущей дамы, для главной героини этого фильма потребность в отношениях с противоположным полом - вполне осознаваемая часть жизни. Разве может быть что-то естественнее, чем желание любить и быть любимым? Все имеют на это право. Но героине - 26-ти летней девушке по имени Джейн - нелегко устроить личную жизнь, так как она страдает синдромом Аспергера. Это расстройство, родственное аутизму, из-за которого ей сложно взаимодействовать с другими людьми, устанавливать социальные связи и налаживать межличностные отношения. При том, что интеллектуальные способности Джейн абсолютно такие же, как и у всех остальных, круг ее интересов сильно ограничен: она постоянно смотрит одни и те же сериалы, любит шить и читать книжки по астрономии. Но несмотря на все особенности, девушке повезло: у нее есть любящие и поддерживающие родители и сестра с ее бойфрендом, которые не таращат в ужасе глаза, услышав о желании иметь парня и ходить на свидания, как все девушки, а стараются помочь освоить новую сферу коммуникации. Правда, порой это получается сильно коряво, но благо, что у синдрома Аспергера в целом благоприятный прогноз: со временем такие люди адаптируются все лучше и лучше, и воспринимаются окружающими как чудаковатые - не более. С ними вполне можно иметь дело, в том числе и романы крутить )))))
Чего не скажешь о Чарли - герое фильма
"Черный шар" от реж. Элиссы Даун.
Он страдает достаточно тяжелой формой аутизма, с неадекватным поведением, снижением ителлекта и нарушениями речи. Все это очень сильно раздражает его 15-ти летнего брата Томаса: сам он здоров, красив, полон сил и планов. Но вместо того, чтобы веселиться и ни о чем не думать, он вынужден нянькаться с Чарли, который не только неуправляем, но и дискредитирует его в глазах сверстников и, что самое главное - сверстниц. Томас мечтает о нормальном брате, но увы, лекарства от аутизма не существует до сих пор. И только череда определенных событий и одноклассница помогают Томасу понять это, и он, наконец, принимает Чарли таким, какой тот есть.
Принятие - это основополагающий, но лишь первый шаг. Нужно еще и действие, подкрепленное колоссальным терпением. Это очень хорошо понимает журналист Лос-Анджелес Таймс Стив Лопес, которого судьба столкнула с гениальным бездомным виолончелистом Натаниелем Айерсом. Это трогательная и основанная на реальных событиях история рассказана в фильме
"Солист" реж. Джо Райта. Натаниэль был подающим надежды и очень одаренным музыкантом, но внезапно заболел шизофренией. Он страдал от слуховых галлюцинаций и бреда отравления, вследствие чего ушел из дому и начал бомжевать. Долгие годы мужчина не получал никакого лечения, и у него развились выраженные стойкие нарушения мышления и эмоциональной сферы. Единственное, что еще удерживало Натаниэля от полного погружения в свой измененный мир и разрыва связей с реальностью, была музыка. А также Стив Лопес, который проникся симпатией и уважением к этому человеку, несмотря на болезнь и неадекватные реакции. Журналист, как мог, старался наладить жизнь бездомного музыканта: помогал деньгами, снял жилье, пытался организовать лечение. Благодарность в ответ могла быть совершенно любой: от бурных восторгов, до мордобоя и игнорирования - достучаться до больного шизофренией бывает крайне сложно, его выводы могут носить паралогичный характер. Соответственно, возникает вопрос: "Зачем?" Зачем человеку, не обремененному долгом службы и родственными связями, тратить свое личное время, если о выздоровлении речь не идет? Стив Лопес в конце фильма дает однозначный ответ. Он говорит: "Я не уверен, стало ли мистеру Айерсу лучше от нашей дружбы. Но я точно знаю, что сам я стал намного лучше". Вот для чего, господа. Чтобы остаться людьми.
Живите долго и процветайте
Запись отложенная