Пер Гюнт

Oct 03, 2017 15:39

Новосибирский академический театр оперы и балета  (или, как теперь его называют, НОВАТ) - крупнейший в Евразии. Гости города просто обязаны его посетить, я тоже всем прибывающим советую. Но сама до недавних пор не была - парадокс.


Всё потому, что к  опере я довольно равнодушна (выборочно что-то нравится, но вот чтобы гореть-гореть - такого никогда не было). А классический балет с его пачками, пуантами и фуэте я и вовсе недопонимаю. Но в многострадальном нашем театре, прогремевшим на всю страну сначала со скандалом вокруг “Тангейзера”, а потом со скандалом вокруг нового руководителя театра Кехмана, находится место и современным постановкам. Например, с  марта 2016 года у нас танцуют балет “Пер Гюнт” по одноименной пьесе Генрика Ибсена, на музыку Эдварда Грига и хореографией Эдвара  Клюга. Заинтересовалась. Настолько, что мотивация “развидеть своими глазами” пересилила даже жабу, возмущающуюся по поводу цен на билеты (а ценник после смены руководства стал баснословным). Через пару дней после открытия очередного сезона отправилась.

Театр большой, вход через уже привычную во всех общественных местах рамку. Внутренний ремонт, произведенный Кехманом особо не впечатлил, но я не знаю, как было раньше. Могу сказать только, что первый этаж выдержан в красно-золотистой цветовой гамме, а второй  - в бело-голубой. Кругом ковры, и народ на их фоне активно селфится потому что если не запостил, считай, не было , не знаешь смеяться от этого или плакать. Административного персонала много, не заблудишься: проводят куда следует на место, всё подскажут. Буфет с разнообразным выпить-закусить в наличии, но я не ходила, цен не знаю. Посидеть в ожидании начала есть где.

Сам спектакль необычный: что-то на стыке драматического пластического театра и балета. Артисты активно и живо эмоционируют - и танцем, и лицом, и даже голосом (что-то выкрикивают, иногда произносят фразы). Так что если вы поборник строгой классики - проходите мимо. Но если вам нравятся танцы на ТНТ или интересны различные эксперименты в области искусства - вам сюда.

Сама история Пер Гюнта непростая, рассказать её в балете сложно. Но у Клюга получилось, хотя акценты всё-таки немного сместились, как мне показалось. Если пьеса Ибсена  больше про утрату идентичности главным героем, гоняющимся за призрачной мечтой стать королём, то в данной интерпретации в глаза бросаются инфантилизм Пера и его бегство от любой ответственности. Финал балета внешне похож на пьесу, но значительно добавили горечи от осознания впустую растраченной жизни: зрителя даже придавливает слегка. В остальном же довольно близко к оригинальному тексту и в той же последовательности.

Особого внимания, конечно,заслуживают сценические костюмы и хореография.
Спектакль начинается с явления волшебного оленя как символа чаяний и надежд Пера Гюнта стать королём известным, богатым, знаменитым, звездой ток шоу и популярным блогером. Когда этот товарищ с ветвистыми рогами и на копытах-костылях выкатился на сцену, зал просто обмер. А как скакал танцевал! Такая пластика интересная: животная и, в то же время изящная, т.к. зверь благородный, возвышенный.


Тролли совершенно чудесные, выглядевшие как тролли, а не как намёк на них. Зелёная женщина - дочь старшего тролля с её костюмом-перевёртышем - это вообще нечто. В какой-то момент она начинает танцевать спиной к зрительному залу, но этого сразу не замечаешь, т.к. на затылке под копной волос у неё маска-дубликат лица, а на спине и чуть ниже - груди и беременный живот. соответственно


Из-за этих вывернутых задом-наперёд движений всё выглядит нереально и даже немножко жутко, как сеанс экзорцизма (мне напомнило фильм Уильяма Фридкина “Изгоняющий дьявола"). Очень необычная придумка.


Дурдом, в который по ходу повествования попадает главный герой изобразили идеально. Не только самих обитателей, но и то, как плющит бедного Пера с его идеей-фикс.


А в финале начинается полная жесть. Всю жизнь Пер Гюнта периодически навещает Смерть и какбэ прозрачно намекает. И вот, в конце пути, Жнец является и уже безо всяких там церемоний приказывает: "Всё, чувак, хватит, пошли". И очень однозначно присыпает героя пеплом рухнувших надежд вперемежку с могильным прахом. После чего перед глазами мужчины проносятся все ключевые моменты его истории с весьма неприятным и запоздалым осознанием полного фиаско по всем фронтам.


Казалось бы, никто и ничто Пер Гюнта спасти не может.


Ему Смерть даже гробик на сцену выкатил.
Но всем известно, что есть вещи и посильнее Смерти.


Например, Любовь.
Единственным человеком, любившим и принимавшим Пера таким, каков он есть, была Сольвейг, которую тот благополучно поматросил и бросил.
Когда она выползла на сцену с дверью на спине, реально демонстрируя, как она влачит своё одинокое существование, зал обмер в очередной раз. Всем стало стыдно за героя. Впрочем, тому тоже за себя стало стыдно.


Спектакль заканчивается, как и начинался - оленем. Тот, как символ меркантильной приземлённой мечты, проскакал по сцене и картинно издох прямо перед вратами перехода (в рай? в ад? в небытие? в загробную жизнь? - решайте сами). Потому что ТУДА ни статус, ни должности, ни что-либо материальное взять нельзя. Да и мечты там тоже уже не нужны.
Такие дела.

Живите долго и процветайте
И обязательно посетите НОВАТ, если будете у нас в городе гостить.

Фото Александра Ощепкова, взято с сайта НГС Новости.

Запись отложенная

События, (с)пёрто, Жизнь меня к такому не готовила, Музыка, День знаний

Previous post Next post
Up