Сегодня мы поговорим о двух фильмах, посвященных теме, которой, я считаю, не должно быть в кино. И в жизни - тоже.
Потому что речь пойдет о месте ребенка на войне. Вернее о том, что ему там вовсе не место. Однако, и прошлый, и нынешний опыт человечества, к сожалению, демонстрирует картину совершенно противоположную. В мировых и локальных войнах страдают, в первую очередь, именно дети, поскольку у них не хватает ни жизненного опыта, ни физических сил, чтобы защитить себя и противостоять ситуации, заложниками которой они оказались. Взрослым же становится не до них, более того, очень часто ребятишки, которые не могут еще помогать в работе, становятся для окружающих обузой, "лишним ртом": никому, кроме своих самых близких они не нужны.
Собственно, об этом и повествует первый фильм
"Могила светлячков" - анимационная драма реж. Исао Такахата (да-да, это аниме).
Трагедия брата и сестры, оставшихся сиротами во Вторую Мировую. Самый ужас в том, что дети погибли не во время бомбежки или на оккупированной территории, а в глубоком тылу, под боком у своих дальних родственников, у которых не хватило сердца и души пожалеть ребятишек и поделиться с ними кровом и пищей (японская ментальность, видимо, не такая как наша). В результате дети тихо угасли от голода, практически среди толпы: сначала умерла младшая девочка, а потом ее старший брат. Очень грустная история.
Второй фильм 2015 года выпуска называется
"Безродные звери" реж. Кэри Фукунага, и для широкой общественности он остался практически незамеченным, хотя затрагивает такую актуальную и животрепещущую тему, как использование детей в качестве солдат.
Согласно статистики, дети до сих используются взрослыми в военных целях. Схема, по которой происходит вербовка несовершеннолетних, приблизительно одна и та же: используются наркотики, "затуманивание мозгов" пропагандой, мало имеющей отношение к реальности, запугивание, манипулирование подростковыми стремлениями и амбициями. Все это очень наглядно показано в фильме на примере мальчика Агу , оставшегося во время гражданской войны на западе Африки сиротой. Ему внушили, что он мстит за гибель своих родных - и с этим убеждением подросток вступает в ряды мародерствующих повстанцев, совершающих государственный переворот. Подросток убивает, насилует и грабит вместе со взрослыми, не осознавая до конца чудовищность происходящего, лишь иногда спрашивая пустоту, обосновавшуюся в его душе всепоглощающей растущей воронкой: "Видишь ли ты, Господи, что мы творим?".
К счастью для ребенка, ему удалось вырваться из этого ужаса, пусть и дорогой ценой: фактически он остался духовным инвалидом на всю жизнь, и потребуются годы и годы реабилитации, чтобы восстановить такого пациента.
Зы. Игра Абрам Атта исполнившего роль Агу, достойна всяческих похвал и внимания: он не является профессиональным актером и был отобран на главную роль, как говориться, "с улицы".
Была более чем уверена, что фильм является экранизацией нашумевшего романа "Завтра я иду убивать - воспоминания мальчика-солдата", но, судя по информации на Кино Поиске, это все же самостоятельное произведение, хотя и очень близкое по содержанию.
Живите долго и процветайте