"Восхождение" на "Эверест" "В разреженном воздухе"

Mar 15, 2016 16:30



Я уже рассказывала вам о том, как я "люблю" горы? Если что, повторюсь: я ПАНИЧЕСКИ боюсь высоты. Настолько, что даже на балконе выше третьего этажа мне нужно долго приходить в себя, глубоко дышать и унимать дрожь в коленях и руках.Несмотря на эту данность, я посетила гору Роза Пик в Сочи высотой 2320 м (подъем по канатной дороге гондольного типа) и гору Церковка в Белокурихе высотой 794 м (подъем ногами). Также я немножко занималась на крытом скалодроме, но в связи с болезнью была вынуждена оставить это хобби, не достигнув какого-либо значимого прогресса. Тем не менее, тема альпинизма и скалолазания до сих пор меня живо интересует, пусть я и являюсь сторонним наблюдателем и абсолютно не разбираюсь в мат.части.  Соответственно, "Эверест" я ждала с большим нетерпением, так как для меня он априори входил в десятку must see в 2015 году. Поскольку после просмотра у меня возник ряд вопросов, то по "горячим" следам я прочла две книги, написанные участниками событий, о которых повествует фильм: книгу Джона Кракауэра "В разреженном воздухе" и книгу Анатолия Букреева и Г.В. Де Уолта "Восхождение". Так что данный пост будет скорее обобщенными размышлениями "на тему" по итогам всего увиденного и прочитанного.


Фильм очень атмосферный, его технические аспекты - выше всяких похвал. Если смотреть в 3D, то особенно яркие впечатления от головокружительных высот и обворожительных красот вам гарантированы: горы "выгодный" объект для этого формата. Что касается акцентов, то это скорее история о противостоянии человека и стихии, на что намекает название (гора Эверест как главный герой повествования). Бальтасару  Кормакуру по максимум удалось избежать оценочных суждений и интерпретаций на тему "кто был прав, кто виноват, и кто какие допустил ошибки": этого сполна можно почерпнуть из книг Букреева и, особенно, Кракауэра, а зритель, с ними незнакомый, вполне может сделать выводы самостоятельно, без навешивания ярлыков на входе. У меня, например, сразу возникло ощущение некоторого бардака и неразберихи на горе, а последующее чтение только его укрепило.  Больше всего поразило то, что в группе Скотта Фишера не было установлено время возвращения, когда альпинист должен повернуть назад, независимо от того, как близко к вершине он находится. Роб Холл, определивший для своих условное время 14.00 сам же нарушил это правило. По книгам Кракауэра и Букреева можно понять причину подобных поступков вполне отчетливо: всему виной стала битва за потенциальных клиентов. Фишер был новичком в деле организации коммерческих восхождений на Эверест, но он был американцем, к тому же очень харизматичным: в случае успеха мечтающие о покорении самой высокой вершины мира (большинство из которых статистически являлись гражданами США), переметнулись бы к нему от новозеландца роба Холла, которому важно было не уступить своему конкуренту. Так же недостаточно освещенными в фильме остались проблема связи в группе Фишера и проблема с кислородом на Южной Вершине, когда там не оказалось ни одного полного баллона. В первом случае для меня предоставляется недопустимым, что у гидов "Горного безумия" Бейдлмана и Букреева не было раций для связи со своим руководителем. Это  привело к тому, что в экстремальной ситуации часть клиентов оказалась сама по себе, и если бы не достаточный уровень их подготовки и спасательная операция Анатолия Букреева, шансы на гибель были бы очень высоки. Во втором случае гид "Консультантов по приключениям" Энди Харрис невольно дезинформировал Роба Холла, сообщив , что запасов кислорода на Южной Вершине нет: манометр на его контролирующем устройстве замерз и вышел из строя, показывая неверные данные о давлении газа в баллонах. Когда с той ошибкой разобрались, было уже поздно: Холл безнадежно застрял на маршруте с клиентом Дугом Хансеном.
В остальном каких-либо несостыковок я своим неопытным взглядом не заметила. Обидно немного, что в сети я видела много отзывов о ненужной эпичности "воскрешения" Бэка Уизерса, но Бог мой, в фильме нет и половины приключившегося с ним. Во-первых, Бэка "забыли" по пути к вершине: из-за внезапно наступившей слепоты он не смог продолжить восхождение и остался ждать возвращения руководителя группы (Роба Холла), который обещал ему помочь со спуском. Прежде, чем команда спешивших вниз альпинистов забрала Уизерса с собой, он провел на ветру и холоде почти 8 часов, а Роб так и не появился и не дал кому-либо указаний на счет своего клиента. Затем в разыгравшейся снежной буре Анатолий Букреев не увидел патолога из Техаса (или тот отбился от остальных - тут данные рознятся) и Бэку в результате пришлось ночевать на льду, без кислородной поддержки, при температуре минус сорок градусов и ураганных порывах ветра, в результате чего он получил сильнейшие обморожения, лишившие его носа, правой руки и левой кисти. Вдобавок ко всем его злоключениям, на следующее утро члены спасательной группы, пришедшие в поисках пропавших накануне альпинистов, решили, что шансы на выживание Бэка слишком малы, а попытка транспортировать его к подножию Эвереста с высоты 8300 м будет сопряжена со значительным риском для измотанных, еле державшихся на ногах, выживших альпинистов. После этого бедолагу просто оставили умирать. Но и это еще не все. Каким-то чудесным образом Уизерс пришел в сознание и, несмотря на то, что один глаз у него не видел, а видимость вторым не превышала 1,5 м., на негнущихся отмороженных ногах доковылял четвертого "штурмового" лагеря. Это при условии того, что буря немного ослабла, но не утихла окончательно. Вы думаете, что после этого прилетел вертолет? Ничего подобного. Бэка запихали в палатку, и он находился в ней один: остальные альпинисты ждали улучшения погодных условий: ураган делал успешный спуск маловероятным. Поскольку завывания ветра глушили все звуки, никто не слышал, как техасец звал на помощь: его укрытие почти повалило ветром, а и без того замерзшего насквозь человека занесло задуваемым с улицы снегом. Обнаружилось это только на утро. И даже когда началась спасательная операция с вертолетом (который очень долго не мог долететь из-за разреженного воздуха), Бэк не отправился немедленно, как в фильме: он был не единственным сильно пострадавшим и пропустил вперед альпиниста, который не мог передвигаться самостоятельно.
Так что, на мой взгляд, эпичности в фильме даже не хватает: случай Уизэрса просто уникален и не согласуется с законами физиологии и биологии.
В общем, из моих пространных словоизлияний вы поняли, что "Эверест" - отличнейшее кино, достойное вашего внимания.

Про меня, Книги, Природа, Фильм основан на реальных событиях, Кино

Previous post Next post
Up