Читая разные статьи сегодня, я наткнулась на краткий анализ об особенностях воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории в Википедии. Его составил психоисторик Л. Демоз, и он выделил шесть трансформаций в отношении к детству:
- Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.), характеризуется массовыми детоубийствами, насилием. (Инфантицид- детоубийство - стал считаться человекоубийством лишь в 374 году).
- Бросающий стиль (IV-XIII вв.), ребёнок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.
- Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.), ребёнок ещё не стал отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности, в воспитании преобладает «лепка» характера, при сопротивлении неподдающийся такой «лепке» подвергается избиениям.
- Навязчивый стиль (XVIII в.), ребёнок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребёнка контролируются.
- Социализирующий стиль (XIX - первая половина XX вв.), ребёнок - объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребёнка к самостоятельной жизни.
- Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребёнка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.