С этой выставкой, а затем, как выяснилось, и с самим Шагалом, у меня зимой славного високосного двадцатого несколько раз пересекались пути. Так вышло, что побывала я на выставке в Музейно-выставочном комплексе Новый Иерусалим три раза. Хотя изначально планировала только один. А получилось это вот как. Вначале повезла туда свою знакомую, с которой мы уговаривались о том сильно заранее. Мы прошли по выставке Шагала (и о ней, разумеется, скажу), а затем завернули и на отличную экспозицию "90 шедевров из музеев Подмосковья", где всё было совсем по-другому, и мы, наслаждаясь ещё и прекрасно продуманной идеей распределить работы по цветности и оттенкам, прекрасно провели время там.
Ценник в этом музее для простых смертных (подруга прошла бесплатно по пенсионерскому билету в пенсионерский же день - среду - и кто не знает, вот вам информация, потому что тётенька на кассе о среде и о пенсионерских билетах помалкивает хитро) конский! Не вполне владея информацией, я заплатила за две выставки 800р., хотя уж можно было бы за 900 купить и полный билет, на все выставки. Другое дело, что всё равно за один день всего не охватишь - двух выставок было вполне достаточно. Ну, и мы, в тот вот, самый первый мой шагаловский день, уехали домой, обмениваясь мыслями.
Второй раз на эту выставку я попала уже очень скоро. Товарищ в фейсбуке, сокрушаясь, что, мол, выставка уже прошла, а он так и не попал, привёл горестное стихотворение-пост ещё одной френдессы, которая тож сокрушалась. Я, видя такое всеобщее горе, сообщила другу, что, мол, выставка-то ещё идёт себе и в ус не дует! И, мол, я дорогу знаю, могу отвезти. Так что мы поехали ещё и с другом туда. Друг - прекрасный журналист, литературовед и философ - и его компания была мне чрезвычайно приятна. Мы успели (ни на секунду не прерываясь!) обсудить огромное количество тем - и далеко не только по Шагалу.
Далее. Друзья-то получили свои впечатления. Однако же и мне было интересно их сформулировать и высказать. И мой немудрящий текстик выглядел в фейсбучине так: "В Шагале всегда мне виделась раздражающая, кричащая и безальтернативная (за то же я, скажем, терпеть не могу Горького; эдакая петушистость) интонация и совершенно определённо читающаяся назидательная мысль о том, что всё самое важное для человечества вышло из еврейского местечка. Я с этим никак смириться не могу. Даже несмотря на свой почти атеистический склад мировоззрения... Не всё на свете - рай и ад - вышло из еврейского местечка. И уж тем более, далеко не всё там закончится. Одну картину, к сожалению, Артём в своих великолепных обзорах по итогам нашей с ним поездки не упоминает: "Снятие с креста". Там совершенно поразительное лицо у женщины. И лицо-то схематично написано. А если присесть напротив и глядеть - можно понемногу сойти с ума".
И в общем, насколько я могу судить, у части друзей, которые это прочли, зародилась отчётливая мысль, что, якобы, вот эта яркая черта Шагала, которую он проявляет в большинстве своих работ и которая есть его семиотичность (знаковость) и одновременно - его дух и его художническая свобода - а именно проявление той самой сути еврейского национального характера - есть недостаток в моих глазах. Более того. Я пишу об этом в уничижительном для него смысле. Ну, некоторые друзья так поняли. Другие отозвались в ином ключе, мы вместе проанализировали всю историю и, как мне думается, получили от этого взаимную большую пользу. Однако некоторые продолжали настаивать: я обижаю Шагала, я обижаю евреев, Шагал универсален и вненационален! Да, с Шагалом я спорю. Местами он меня раздражает как зрителя. И его точка зрения далеко не всегда совпадает с моей. Однако, как мне кажется, друзьям уже пора научиться вчитываться и не обижаться на это.
В общем, как вы уже, вероятно, догадались, я поехала на эту выставку в третий раз. По итогам случился вот этот текстик: "Ну, слава богу! Доехала в третий раз, чтобы убедиться. И убедилась. Никакого намёка на национальный характер! Ровным счётом. Никакого обобщающего философского и знакового контекста, который хоть в какой-то степени проявлялся бы здесь в национальных чертах и традициях! Ни на йоту. Хоть бы, действительно, сотая доля процента. Ни-че-го. :) Ага. Особенно "Библия, 1956-1958", офорты".
В ответ на сей текст, человек, который раньше очень обиделся на мой антисемитизм, видимо не дочитав до конца и не вникнув в ироничный смысл, который был заложен в текстике, торжествующе вывесил мне скан одного из моих ответов в диалоге, случившемся по итогам поста первого (ну, что, мол убедилась в своей неправоте?!) и торжествующе отписался. Всё! Наконец, давайте посмотрим, что же было на самом деле на этой выставке!
Вверху - "Автопортрет перед домом". Ниже - парижское фото, года, к сожалению, не знаю.
"Снятие с креста".
"Силс-Мария и красное солнце".
"Сотворение".
"Давид и Вирсавия".
"Дочери Лота".
"Белая лошадь".
"Фронтиспис".
"Неопалимая купина".
"Отец".
"Илия на горе Кармил".
"Белла с гвоздикой".
"Праздник".
"Авраам и три ангела".
"Пасха".
"Моисей".
"Иаков, оплакивающий Иосифа".
"Авраам, оплакивающий Сару".
"Борьба Иакова с ангелом".
"Мелхола спасает Давида".
"Исход из Египта".
"Во дворе. Витебск".
"Рай".
"Часы с синим крылом".
"Обрезание, предписанное Богом Аврааму".
"Иерусалим. Стена плача".
"Моисей и змей".
"Падение ангела".
"Христос на мосту".