"Евгения Альбац расскажет о нынешних проблемах The New Times, о состоянии журналистики России и о том, когда именно и на каких поворотах мы свернули не туда", - анонс Лектория Перемен. В срочном порядке пришедшее 13 ноября письмо. Впечатление было такое, что лекцию организовали срочно, но, кажется, в анонсах Лектория информация была, просто, видимо, решили расширить аудиторию.
Не думала, что буду в этой теме, ещё меньше месяца назад. Но скандал с роскомнадзорными и судебными разбирательствами (которые, если даже не брать во внимание подачу событий "отвечающей" стороной, действительно какой-то странноватый, включая, конечно, результат со штрафом), заставил пружину распрямиться. Я отправилась туда совершенно не за тем, чтобы в десятый раз услышать слышанное и непрекращающееся все последние уже дней десять. А потому, что хотелось действительно, наконец, уловить что-то новое о том, "...что будет дальше", а самое главное, "...не только о своем издании, но и о журналистике в России: как она развивалась и к чему пришла".
Начало.
Евгения Марковна стояла так довольно долго... Это выглядело через минуту-две уже даже странно. Потом, конечно, позу она изменила. Кстати, за весь вечер ни разу не присела на поставленный стул, что, безусловно, заслуживает уважение. Вообще, если говорить о её человеческих качествах, о её способе общения и отношении к людям, с которыми она разговаривает, можно вспомнить много хорошего. Приведу пример, который почти никто, скорее всего, не знает. Видеотрансляция эфира. Перерыв. Представитель коммунистов, по-моему, который пришёл активно защищать "интересы партии" и встречал и во время эфира, и сейчас, в перерыве, активную негативную реакцию Альбац, опрокинул на стол стакан с водой. Она моментально отреагировала: "Не думайте об этом! Ничего страшного!"
После приветствия Гудкова, неподвижного стояния и цветов - 1,5 часа абсолютного повтора эховских выступлений и публикаций во всех "причастных" СМИ. О путях журналистики, оппозиционных путях и вообще - путях - разговор был фактически свёрнут, поскольку время, в общем, вышло.
Впечатление абсолютнейшей вторичности, повторяемости. Что в Кремле сидит несменяемый клан, что тут. Ничего нового. Вот абсолютно ничего. Публика нормальная. Вопросы нормальные. Аплодисменты поддерживающие. Но состояние ватной непроходимости и полного тупика. Сидевшая слева женщина (немного с говорком) с удовольствием отшлёпывала в ладоши свои оглушающие хлопки буквально по каждому поводу. Ей очень нравилось, что она "попала и вживую слушает Евгению Марковну". Вошедший за мною в это (кстати говоря, нехилое, бизнес-центровое и, судя по всему, за хорошую плату арендуемое) здание молодой человек спросил: "А вы не знаете, Евгения Марковна здесь будет?" ("Евгения Марковна" было произнесено почти с восторгом). Они разойдутся по домам и будут думать, что причастны. К победе свободы слова. К победе над режимом. К верному пути. Ведь будущее же когда-нибудь наступит? Наступит. А какое оно, будущее? Что вы, собственно, от него хотите? Что лично вам - от того, что вы в тысячный раз узнали о том-о сём - о чём не сказал телевизор? И ответа не будет. Потому что и не задавали. Потому что абсолютно всё одинаково: что перед телевизором сидеть-глядеть, что перед радиоприёмником. Ловя сигналы, от, якобы, "свободных СМИ и радиоканалов". Не удивляет ли до сих пор, что финансируемое как следует Газпромом "свободное СМИ" так свободно существует? Не знаете о том, что такое геббельсовские СМИ? Нет, не до такой степени это сегодня, но корни одни и те же. Сигналы ведь ловите не только вы, жаждущие непонятно какой и от чего - свободы, а и те самые, кто даёт деньги на сигнал.
Да, Альбац всеми силами старается сохранить своё свободное СМИ. Оно действительно свободно от финансирования газпромов. Однако оно (как и показала ситуация со сбором действительно невероятной суммы в 26 млн. за несколько дней), никогда не будет свободно от тех, кто сегодня прекрасно ведёт свой бизнес на фоне "оппозиционности". И, как точнейшим образом выразился один из задававших вопрос (хотя у него не было вопроса, а были рассуждения о том, что и оппозиция, и цели зашли в непоправимый тупик), Навальный потому и пришёл в политику, что понял: бизнес без политики не построить.
Понимаете? Бизнес не построишь. Репутацию (скандальную, оппозиционную, любую) без политики не построишь. И партию без существенных вливаний именно направленного финансирования заинтересованных бизнес-структур и людей тоже не создашь. Да и 26 млн. за несколько дней не соберёшь. Ясно, что основные и самые крупные "пожертвования"- вложения сделаны самыми крупными рыбами. И корни - и рыб, и вложений - вы удивитесь, но абсолютно те же самые, что и средства, "наворованные кровавым режимом". А именно - те же самые, наворованные уже не кровавым режимом, но наворованные.
Ребята! Люди делают на вас всех, хлопающих, дарящих цветы и деньги, отличный бизнес. Но сегодня они уже выдохлись по части оправдания своих действий. По части пропаганды. Вторично "Эхо". Заскорузло и застарело. Вторичен фейсбук. Непоправимо "стареющий" (там действительно практически нет молодых людей). Вторичен размахивающий неприлично руками и вещающий на одной (какой-то очень высокой) голосовой ноте из своего ютьюб-канала и каких-то ещё наворотов (которые открыты, конечно, не на ваши пожертвования) Навальный. На Гудкова вчера посмотрела и послушала его. В нём очевидна неискренность. Мысль "что-то в нём не так" возникает практически сразу.
У всех свой интерес. Мне прекрасно известно, что политика - вообще дело нечистое, что честных и искренних людей там нет. Но, друзья мои, то, что происходит (и в этом убедилась вчера окочательно) - это путь в вакуум. Он и был вчера. Ни одной свежей и новой ноты! Ни одной.
И, как это часто бывает, пусть частью троллинговый, пусть частью исходящий от живых людей стёб находится на самой верной точке, отражающей ситуацию. "давайте начинайте уже", "А чего начинать? Собрали же!" "а теперь начинать обсуждать")"
Вот именно. Начинать обсуждать. И продолжать. И продолжать, и продолжать...