Когда я приехала в Конью, и водитель междугороднего автобуса со своим помощником высадили меня не доезжая до конечного отогара (автовокзала), потому что оттуда до центра было добираться далеко, подробно объяснив, куда идти и попрощавшись, помахав руками и пожелав счастливой дороги, - я прошла с километр до местного трамвая-электрички. Вы её могли видеть на моих фотографиях. Такой хай-тек ездит теперь по улицам одного из древнейших городов мира.
Так вот, я не знала системы билетов. То есть, предполагала, конечно, что и здесь то же, что и везде в Турции - покупаешь карточку, кидаешь на неё деньги и ездишь всеми видами транспорта. Так - кроме долмушей (там по-прежнему - живые лиры). Но понадеялась на авось и вошла в электричку, протягивая водителю деньги. Он сказал, что нет, ханымэфендим, нельзя так, надо покупать билет идти вам. Вышла, отправилась уже за билетом. Мужчина крестьянского вида - с черной бородищей и усами - кричит мне: "Abla! Gel buraya!" ("Сестра, иди сюда"). Вернулась в вагон. Он просканировал свою карточку два раза, денег с меня не взял, показал на своё сердце и сел с приятелем на напротив.
Огляделась. Ехать несколько остановок, да и отдышаться можно. Кондиционер наяривает, поезд удивительно чистый, красивый, удобные сиденья. Вспомнила наше метро. Там я бываю теперь редко, но, каждый раз спускаясь и погружаясь в поезд, удивляюсь: как же много лиц с признаками вырождения. И совершенно пустых. Не то чтобы обладатели этих лиц от усталости выглядят так. Нет. Это пустота по причине прочного отсутствия интеллекта.
Когда мне говорят, что русские и турки похожи, я смеюсь. Кажется, сами турки придумали этот миф. Родился он от их самоощущения, когда они приезжают к нам. Всё незнакомо, и очень хочется видеть в людях только хорошее. Русский человек, если он понимает, что в нём хотят видеть хорошее, охотно соглашается поиграть в себя хорошего.
Что есть у русских? Вот это притворство, игра. Но при этом - абсолютная интеллектуальная пустота и тоска. Бессмысленность. Чего нет у турок? Желания играть. Они и так открыты. Они и так, по природе своей, готовы прийти на помощь. Ведь это совсем нетрудно. Совсем.
Я оглядываюсь вокруг, когда еду здесь в транспорте. Очень разные люди. Но ни одного лица с признаками вырождения. Ни одного морального и интеллектуального урода. И этих мрачных гримас нет. И этого отчуждения, неприятия.
Меня ни разу здесь никто не толкнул, не обозвал. Мне бессчётное число раз помогли, открыли двери, выслушали, оказали какие-то мелкие услуги, объяснили, помахали рукой. Вы думаете, они так ведут себя только с ябанджи (иностранцами)? Не-а! Друг с другом - так же.
Что это всё значит? Где учат коммуникативности, с каких пор люди начинают впитывать это в себя? Безусловно, это генетическая история. И это история дружбы и поддержки.
Когда в аэропорту Стамбула на 2 часа задержали самолёт в Аланью (и не только, несколько самолётов не улетали, и аэропорт был переполнен), турки-пассажиры собрались сначала у стоек вылета, а потом пошли к служебным столикам авиакомпании и скандировали "Пегасус (авиакомпания) - дай объяснения!" И объяснения (извинения, сухой паёк и информация) последовали немедленно.
Турки знают свои права. Но борются за них вместе. Чтобы не только мне одному, но и моему соседу и товарищу было хорошо, чтобы страна в целом стала лучше. Общественный, солидарный, во многом непростой народ. Вот поэтому и о будущем здесь - иные мысли.
Вот так:)