Начать этот пост нужно с того, что я очень люблю ходить в кино. И поэтому пойти туда я могу даже на самый мало-мальски интересный фильм. И так уж сложилось, что меня пригласили на «Орду». Она мне, важно заметить, показалась довольно любопытной еще по анонсам. Однако ничего хорошего от современного русского кино я как-то давно не жду. К тому же, я была уверена, что после недели Тарковского (они все не закончится) любой фильм обречен померкнуть.
Я ошиблась в своих ожиданиях. Уже после первых минут фильма меня потянуло заметить спутнику: «А ведь отлично снято!» Работа оператора заставляет смотреть фильм вдумчиво, созерцательно (преследует это меня, видимо), как выставку в художественной галерее. Вкупе с саундтреком мощная изобразительность фильма лично для меня обрекает его успех.
Сюжет фильма, в общем-то, весьма условен. Это явно не остросюжетное кино, как могло бы показаться, исходя из выбранной эпохи. Тут не будет масштабных баталий или спецэффектов, однако до самого конца мне лично было интересно, как будут развиваться события. Но основной сюжетный конфликт как раз совсем не в событиях, а в людях. Меня порадовала двойственность протагонистов и символичность роли женщины. Где-то в глубине души я всегда была уверена, что именно наш пол правит мировой энергией :)
Казалось бы, медленное развитие действия должно бы оставлять вполне достаточно времени на то, чтобы обдумать и притчевость, и символизм, и многослойность, но и этого времени не хватает. Фильм не отпускает, заставляя размышлять.
Я уже писала, что недавно посмотрела «Андрея Рублева». Так вот «Орда», как мне показалось, довольно тонко, но регулярно отсылает к этому шедевру. Относительно близкий временной промежуток, рассмотрение тех же культур, пусть и с иным на них взглядом. И герои тут тоже говорят на монгольском с переводом. Изобразительная схожесть вообще порой балансирует на грани дозволенного, но нет все же ощущения «украденного», как у того же фон Триера. Только вот идея троицы отрицается в «Орде» в пользу двойственности человеческого начала и бытия. Герои всегда в парах, двум духовно развитым антагонистам противостоит чернь остального люда, нет в фильме ничего, что было бы «золотой серединой», все либо в одной крайности, либо в другой. И чем больше я об этом думаю, тем больше уверяюсь, что для меня «2» куда глубже, чем «3». По крайней мере, пока.
И все же чего-то «Орде» лично для меня не хватило… Не состоялся катарсис. Мне кажется, все испортило то, что авторы фильма сняли действительно глубокое, авторское, но при этом коммерческое кино. И очень чувствуются те моменты, которые, кажется, были введены, чтобы привлечь массового зрителя. Ну что ж - почти огромный по меркам отечественного кинематографа бюджет нужно же окупать. [СПОЙЛЕР] До последнего меня не покидало ощущение, что Алексий погибнет, и взглянуть на его бездыханное тело выйдет зрячая Тайдула, а я разрыдаюсь прямо в кресле кинотеатра. И вот тогда это точно был бы один из любимых-любимых фильмов. А так… Ну недолюбливаю я хэппи энды.