Отель "Гранд Будапешт"

Jun 10, 2014 08:41

Наконец-то я добралась до "Отеля «Гранд Будапешт".
Жанр назвать трудно. На первый взгляд, это черная комедия с элементами детектива, при ближайшем рассмотрении - шикарный калейдоскоп ретро-абсурда, настоящая кинофантасмагория.
Чудесная картинка, сильные актерские работы, интересные диалоги, музыка с "налетом" авантюризма (почему-то напомнившая фильм о Шерлоке), да и, вообще, как ни посмотри, лента со всех сторон великолепна. Но вот незадача, при первом просмотре я "дотянула" ТОЛЬКО до середины, обстановка "подвела": в соседнем кресле муж осваивал обновления любимой компьютерной игры, а дочка постоянно отвлекала и просила развлечений.
Однако, я не привыкла сдаваться. Создав, как мне показалось, подходящий антураж (кондиционер "на всю", чай с мелиссой, теплый плед, лимонный кекс и абрикосовый джем), я отправила мужа с ребенком на двухчасовую прогулку и решила сделать вторую попытку в одиночестве. Ну вот... совсем другое дело.
Сюжет. В начале нам показывают этакую "событийную" матрешку. К памятнику писателя приходит поклонница его творчества, в руках у нее роман "Отель "Гранд Будапешт", написанный в 80-х, далее из уст автора мы узнаем, что история, положенная в основу его произведения, на самом деле, не придумана, а услышана им в стенах одноименного отеля в 1968 году. И вот мы уже перенеслись в прошлое этого некогда известного и роскошного места - 30-е XX века. Вот тогда и происходит основное действо.
Главный герой - легендарный и почти мифический первый старший консьерж месье Густав, альфонс, любитель бойких бабушек и дорогих, изысканных вин. Его необычная история начинается двумя важными происшествиями - смертью мадам Ди, одной из старушек-любовниц, и появлением в отеле нового коридорного Мустафы Зеро.
А дальше начинается круговерть необычных, даже сюрреалистичных событий, общее впечатление о которых выразить как никогда трудно. Оно, скорее, как пазл складывалось из большого количества осколков-ощущений:
1. История роскошно иллюстрирована, каждый кадр выверен, просто "пир для взора", но в то же время (видимо, для противовеса) в фильме есть неприятные эпизоды - сцены насилия, эротические кадры с пожилыми женщинами.
2. Эту картину можно было смотреть хотя бы ради играющих в ней актеров. Подобным "ансамблем" могут похвастаться не так много фильмов. Рэйф Файнс, Ф. Мюррэй Абрахам, Джуд Лоу, Эдвард Нортон, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллема Дефо, Тильда Суинтон, Харви Кейтель, Том Уилкинсон, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон и много кто еще. Я думаю, вы уже поняли, что это очень сильная сторона. Но хочу предупредить сразу, что некоторые актеры здесь появляются всего на минуту, исключительно ради того самого "просто ходи - туда ходи, сюда ходи".
Никогда не была поклонницей Файнса, но здесь он необычайно хорош. Хотя воспринимать фильм как бенефис "экс-лорда" тоже не стоит. Его партнер по "Отелю" Тони Револори практически не уступает маститому коллеге.
3. Кто бы что не говорил, но я думаю, в данном фильме форма не менее, а может и более важна, чем содержание. Все детали калейдоскопа (актеры, музыка, декорации) работают, прежде всего, на роскошную "упаковку". И даже те визуально неэстетичные сцены, о которых я упомянула, только оттеняют и подчеркивают привлекательность кинокартинки.
4. Каждый кадр продуман до мелочей и радует глаз геометричностью и симметрией.
5. Музыка в фильме мне пришлась по вкусу. Она дополнила ощущение "больших приключений".
6. В ленте много мелких, загадочных "символов", которые режиссер разбросал не просто так, хотя... возможно, в этом и есть весь фокус, что это просто не несущие смысловой нагрузки безделушки-завлекалочки, оставленные автором только для необходимого послевкусия или шутки ради.
7. Намеренно разный темп авторского повествования и событий картины создает интересный эффект. Из-за этого одним фильм кажется динамичным, а другим излишне затянутым. На мой взгляд, все зависит от настроения зрителя и обстановки вокруг. Если все совпало - получите удовольствие, нет - разочаруетесь.
8. После просмотра отчего-то нахлынули воспоминания о позднем школьном и студенческом времени, о "старых", проверенных временем друзьях.

Перед тем как посмотреть фильм, почитала несколько рецензий и они мне напомнили мои сочинения по отечественной классике, где я часто искала у героев "тоску по ушедшей эпохе". Никого не слушайте, не пытайтесь найти то, о чем все вокруг говорят, это как раз тот случай, когда не надо сильно напрягаться и глубоко задумываться о том, что же хотел нам сказать режиссер. Все, что нужно "придет" само. А вы просто посмотрите и составьте собственное мнение.
Лично я даю фильму однозначно положительную оценку и лишь одно чуть-чуть портит впечатление - ожидала я совсем другого.


киноотзыв

Previous post Next post
Up