Fallingwater - Дом над водопадом - самый известный особняк Америки

Jan 21, 2015 17:20




«“Дом над водопадом” - великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» Райт.

Райт был диктатором от архитектуры. К нему стояла очередь клиентов, он капризничал и диктовал им условия. В его домах никто ничего не мог изменить без его разрешения, не просто изменить, а стул переставить, т.к . это нарушало композицию. Иногда Райт неожиданно посещал дома своих клиентов и проверял, все ли на месте....

..."Дом над водопадом" внутри - эстетская пещера. Снаружи - нагроможденье скал. Так Райт воплотил свою мечту о доме-рельефе. А миллионер Эдгар Кауфманн обрел идеальный грот для размещения своей экзотичной коллекции антиквариата.

Затерянный в лесной лощине Западной Пенсильвании, Дом над водопадом - место паломничества любителей изысканных пространств со всего мира. Стены Fallingwater видели Франклина Рузвельта, Альберта Энштейна, Ингрид Бергман, Марлен Дитрих, ...

Оригинал взят у anirik_01 в Fallingwater - Дом над водопадом






Этот дом стал самым известным особняком Америки. Затерянный в лесной лощине Западной Пенсильвании он - место паломничеств любителей изысканных пространств со всего мира.



Своим появлением здание обязано Эдгару Кауфманну младшему - будущему хранителю отдела дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке и основателю движения Good Design. Он был учеником Райта. Шесть месяцев прожил в Тейлизинском товариществе - школе-мастерской, основанной архитектором в Висконсине. Когда в 1933 году его отец, Эдгар Кауфманн старший, владелец большого процветающего магазина в Питсбурге, меценат, любитель антикварной экзотики, решил построить себе дом для уик-эндов на только что приобретенном лесном участке в несколько сот гектаров, его сын посоветовал ему обратиться к Райту.
Архитектор приехал осмотреть место. Его потрясла витальность этого юного леса и скульптурная чехарда горных пород, выходящих на поверхность. Они вдохновили Райта на создание сложной системы террас, нависающих друг над другом. Проектировал он «изнутри наружу». Считал, что «внутреннее пространство здания есть его подлинная сущность».



Поначалу Кауфманы рассчитывали вложиться в 45 тысяч долларов, но в итоге оказалось, что вилла обошлась супругам втрое дороже. Дом словно вырос в лесу вместе с деревьями и скалами. Он как бы парил над склоном. Трехуровневые террасы, сбегающие с обрыва, казались вылепленными самой природой, а самая нижняя живописно нависала над стремительно падающим потоком воды.




Самым известным жилым домом в Америке вилла Кауфманов стала после того, как крупнейший американский издатель Генри Льюис поведал о ней в ведущих американских журналах, после чего «Дом над водопадом» превратился в культовое место. Желающих взглянуть на чудо архитектуры было не счесть. Теперь каждые выходные к Кауфманам приезжали самые знаменитые гости, среди которых были Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндолф Херст, Марлен Дитрих.




Слава об удивительной вилле, которую еще называли «Падающими водами», дошла до президента США. И однажды к Кауфманам пожаловал сам Франклин Рузвельт, в честь которого хозяева устроили над водопадом грандиозный фейерверк. После визита президента посещать виллу Кауфманов стало хорошим тоном и признаком принадлежности к высшему обществу.




Бизнесмен не жалел денег на сказочные приемы. Хозяева устраивали костюмированные балы, велосипедные и теннисные турниры, ездили верхом, нежились в бассейне. Однако через некоторое время дом, принесший Кауфманам известность и открывший перед ними двери в высшее общество, стал медленно разрушаться. Глубокие трещины образовались во всех террасах, а железобетонные консоли, поддерживающие фундамент, неуклонно сползали к воде. Кауфман опасался, что вилла рухнет в пропасть заодно с его репутацией. Он устроил Райту скандал, заявив, что тот «не инженер, а дерьмо»: пронюхай сейчас пресса о том, что творится с домом, их обоих так вываляют в грязи, что они никогда не отмоются.




Райт ответил, что его постройки отражают то, что творится с хозяевами. (отношения между супругами окончательно испортились. Эдгар часто изменял Лилиан, а та остро переживала увядание своей красоты). В конце концов Кауфман втайне от всех начал ремонтные работы и под предлогом болезни жены уже не приглашал гостей в Медвежий ручей. Время шло, дом приходил в упадок, и примерно к 1950 г. состояние как Лилиан, так и виллы, можно было оценивать как критическое. И Кауфману пришлось нанимать все новые бригады рабочих, чтобы предотвратить неминуемое крушение дома.




В сентябре 1952 г. Лилиан Кауфман умерла. После ее смерти проломилась нижняя терраса виллы, чуть не убив рабочего. А сам Эдгар Кауфман скончался в апреле 1955 года. Сын Кауфманов, Эдгар-младший, перенес их прах к «Дому над водопадом».




Внутри фото делать нельзя, как и во всех райтовских домах, принадлежащих Frank Lloyd Wright Foundation. Вот что удалось найти в интернете:



source Library of Congress, Prints and Photographs Division, Historic American Buildings Survey: PA,26-OHPY.V,1-48

Первый этаж отвел под гостиную. Низкий потолок и рваный камень в отделке создают ощущение пещеры.




Скала, на которой построен дом, выходит в гостинную



В этом камерном интерьере особенно хороши реликты - индейские терракотовые предметы, французский фаянс начала XIX века, древние китайские скульптуры.



Райт после создания «Дома над водопадом» вступил в полосу самого продуктивного творческого двадцатипятилетия, продлившегося до самой его смерти. В одном из своих поздних интервью Райт заметил, что Кауфманам было противопоказано иметь столь экстравагантное жилище, ибо они всегда были и до конца остались скучными, пошлыми мещанами.



Следуя принципам модернизма, Райт создавал каждое свое здание как «абсолютное произведение» - проектировал все: от фасада до мебели и занавесок. До сих пор популярны его авторские серии мебели, скатертей, галстуков, часов и т. д.



Спуск к водопаду, так же служит летом для дополнительной вентиляции



Райт был диктатором от архитектуры. К нему стояла очередь клиентов и он мог себе позвольть покапризничать и диктовать свои условия. В его домах никто ничего не мог изменить без его разрешения, не просто изменить, а стул переставить, т к . это нарушало композицию. Он иногда неожиданно посещал дома своих клиентов и проверял все ли на месте.

В этой спальне он спроектировал маленький рабочий столик. Кауфман долго торговался с ним за право увеличить столешницу, т.к. ему не хватало места для документов. И только после того, как он отказался выписать Рйту чек под предлогом, что стол мал для его чековой книжки, был найден компромис, а в столешнеце оставлена полукруглая выемка для открывания окна.



Еще одно большое достижение - Кауфманам удалось выторговать у Райта использовать итальянские стулья 15 века (кажется из дворца Медичи) для столовой



Почти везде стоят по две односпальные кровати вместе, потому, что Райт так любил. В Kentuck Knob даже в комнате рассчитанной на одного ребенка две ктовати, при том, что места там совсем не много. Потому, что он считал, что нечего там днем делать, а время надо проводить в гостинной.  А в спальне хозяев нет света около кровати, потому что читать надо не в кровати, а на улице.

И диваны в гостинной были без ножек (крепились к стене). Не представляю, как ими можно долго пользоваться, если они только не на металлических балках консольно крепяться )))

В спальне Миссис Кауфман повесила жалюзи нарушив связь с природой (пока знаю только одно исключение в Доме Мартина в Буффало, где он разрешил повесить занавески, вероятно потому, что отопить дом было очень трудно, а там все таки не юг.)

Да! И протекает там все! Впрочем, как и во всех его домах. Но самое неприятное - противный розовый цвет в эхстерьере.

еще много фото интерьеров здесь и здесь

Полные тексты о доме здесь и здесь,

И, кстати вот здесь врут! Цена экскурсии $20

Все о Райте у Иры Кириной

frank lloyd wright, США, Архитектура

Previous post Next post
Up