С 27 января по 4 февраля в столице Бельгии пройдет знаменитая ярмарка Brafa. Старейший "смотр искусств" состоится в 63-й раз. 134 галереи из шестнадцати стран. Из "русского" в этом году предлагается
скафандр Геннадия Стрекалова, бортинженера космического корабля «Союз ТМ-10»,
образ «Иоанна Крестителя» XVII века,
стеклянная «Овальная петля» Марии Кошенковой и столовая серебряная коробка с гербом императрицы Александры Федоровны. Антиквар Дарио Гио (Dario Ghio) из Монте-Карло хочет за нее €32 000. На крышке - посвящение: «Принцесса Алиса Гессенская. Высоконареченная невеста Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича», 1894 год". Это подарок принцессе Аликс к свадьбе, преподнесенный капитаном Российской Императорской Артиллерии К. Пегским.
В 2006 году власти РФ решили перенести из Копенгагена в Петербург прах последней вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Дочь датского короля, она была супругой Александра III и после революции вернулась в родной Копенгаген. Где и умерла в 1928 году. Зачем понадобилось тревожить прах несчастной женщины, одному Богу известно. Очередной кордебалет с костями не произвёл на русских никакого впечатления. Не было ни всенародной скорби, ни зевак. Так, что-то мудрят чиновники. Воруют. Вот о воровстве и поговорим.
Отношения Марии Фёдоровны с копенгагенской роднёй не сложились. Статус российской императрицы вознёс её на генеалогический олимп, к своему провинциальному детству она стала относиться снисходительно. Неудивительно, что после возвращения в копенгагенское захолустье, её поведение показалось заносчивым и холодном. При дворе экс-императрицу не любили. Масла в огонь добавляло одно обстоятельство. Из России Мария Фёдоровна привезла шкатулку фамильных драгоценностей экстра-класса. Продажа одной-двух вещиц обеспечили бы её безбедное существование в эмиграции, а небольшой подарок бедной родне - растопил лёд отчуждения. Однако вдовствующая императрица рассматривала свои драгоценности как царственные регалии, легитимизирующие будущие претензии наследников на российский престол. Шкатулка осталась нетронутой до самой смерти, а жила старая женщина на довольно скудные отчисления датского королевского двора.
Современную стоимость сокровищ императрицы приблизительно можно определить в сто миллионов долларов. Это броши, колье, браслеты, воротники, шитые бриллиантами, пасхальные яйца Фаберже (в том числе знаменитое яйцо «Колоннада»), нитки черного жемчуга, изумруды, сапфиры, бриллианты чистейшей воды, редкие византийские украшения, большое количество рубинов, включая рубиновую тиару с крупными алмазами, гарнитур из розовых бриллиантов, а так же пояс из алмазов и бриллиантов.
После смерти сокровища должны были попасть в руки двух дочерей императрицы, Ксении и Ольги (той самой, умершей в Торонто), а датская корона по завещанию не получала ничего. Это вызвало озлобление датского монарха, но злился он напрасно. ЛАРЕЦ ИСЧЕЗ.
Примерно в это же время английская королевская семья выплатила двум сёстрам Николая II около 50 тысяч фунтов, и с тех пор отдельные предметы из украденных сокровищ стали появлялись на аукционах, а также - на английских королевах и принцессах. Например, брошь с огромным овальным сапфиром с бриллиантовой застежкой и подвеской из каплевидной жемчужины, которую Марии Федоровне подарил еще Александр II, довольно часто можно видеть на нынешней английской королеве Елизавете II (есть версия, что брошь Марии Федоровны после ее смерти купила королева Мария, мама Елизаветы Второй). А овальную бриллиантовую брошь с застежкой, подаренную императрице Александром III - на герцогине Кентской.
В этой же семье были замечены и бриллиантовая тиара V-образной формы с сапфиром в центре, в которой Мария Федоровна изображена на многих дореволюционных фотографиях. И воротник из бриллиантов и жемчуга, который украшал ее во время празднования 300-летия дома Романовых.
В головах обывателей прочно закреплена рассказка о злокозненных американских миллионерах, за бесценок скупавших российские сокровища в 20-30-х годах прошлого века. На самом деле американцам ДАЛИ КУПИТЬ в общей сложности 5-10% картин, драгоценностей, икон и других предметов. Основной поток шёл во дворцы английской королевской семьи и высшей аристократии. При этом в Европе раздавался возмущённый ропот аристократов. Из классовой солидарности возмущались все. Все, кроме англичан. Англичане действовали напористо, целенаправленно, имея в руках списки. Сколько в Англию было перекачено реально - не знает никто. Весьма вероятно, что выявленные потери российской сокровищницы - огромные и невосполнимые, - лишь вершина айсберга.
ОтсюдаЕще