Ла-Ла Ленд с онтарийским Ди Каприо Гослингом накануне объявления оскаровских номинантов затмил всех

Jan 15, 2017 12:40



Режиссеру с французскими корнями Дамьену Шазелю на днях исполнится 32. Среди его любимых шедевров - «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора» Жака Деми. Шазель второй раз подряд покоряет мировую аудиторию лентой, наполненной не самой популярной музыкой. Его прошлую картину о творческо-садистском противоборстве джазового дирижера-гения и талантливого ударника в России перевели как «Одержимость». Она получила три «Оскара», один достался сыгравшему дирижера Дж.К. Симмонсу - у него есть роль и в «Ла-Ла Ленде», отчетливо приветственная, гостевая.

Главный герой «Ла-Ла Ленда» в исполнении Райана Гослинга тоже любит джаз, причем старомодный, некассовый. По стилю «Ла-Ла Ленд» не громкий и детективный американский мюзикл типа «Кабаре» или «Чикаго», а мягкий французский: главная героиня Эммы Стоун поет с приглушенными интонациями Катрин Денев...





Фильм, от которого никто ничего не ожидал, неожиданно завоевал приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто (что уже годами считается пропуском на «Оскар») и семь «Золотых глобусов». Правда, «глобусовская» премия сама по себе странная: ее не раз, в том числе в Америке, обвиняли в сомнительности, и она никак не генеральная репетиция «Оскара» хотя бы потому, что там другой принцип номинаций.

О чем это

Герой (один из новых любимцев девочек Райан Гослинг, сыгравший в «Фанатике», «Отсчете убийств», «Переломе», «Валентинке», «Драйве», «Мартовских идах», «Месте под солнцем») и героиня несколько раз пересекаются в Лос-Анджелесе. С самого начала это мюзикл, и фильм открывается гигантской эффектной сценой песен и плясок в пробке на эстакаде, где герой и героиня видят друг друга впервые, успев переругаться. Снимали после трехмесячных репетиций с одного дубля - как и почти все музыкальные номера.

В итоге оказывается, что оба - неудачники. Он - фанат классического джаза - пытается открыть джазовый клуб старого образца, но поскольку денег нет, подрабатывает пианистом, в отстойных заведениях. Она мечтает стать актрисой, бросила юридический и, работая в кафетерии, ходит на дурацкие кинопробы, где всем по барабану ее способности: кто-то из прослушивающих жует, кто-то погружен в телефон.

Так они и сходятся и даже начинают, как в классическом мюзикле, петь и танцевать на фоне находящегося в низине ночного Лос-Анджелеса.

Это - лирика. Но приходит время и для рацио. Он комплексует, что не приносит в дом денег, что она вынуждена оправдываться за него по телефону перед собственной матерью - и принимает предложение устроиться в супермодную группу, которая играет то,что он в реальности ненавидит: не классический, а попсовый джаз, смешанный с электроникой, роком, подпевками и пр. - то, что имеет коммерческий успех. Гастроли на два года, потом запись нового альбома, затем еще два года по главным сценам мира… Деньги были нужны на открытие джаз-клуба, но о нем речи уже и нет. Она разочарована.

Дальше начинаются испытания для нее. Под его нажимом она пишет пьесу - для собственного моноспектакля. Он проваливается. В итоге она бросает актерскую карьеру и Лос-Анджелес. И тут именно он случайно выясняет, что спектакль-таки понравился крупным продюсерам, и ей предложен контракт на фильм о себе, сценарий которого она сама должна сочинить и ради которого вынуждена минимум на семь месяцев уехать в Париж. Она, если уедет, там, он - здесь.



Пара дополнительных слов о Гослинге. Сам он играет на клавишных или нет? Уж больно хороший джазовый пианист - а пальцы, ладони, руки, плечи, лицо вроде его. Большой вопрос, на что способны современные компьютерные компиляции. Но в любом случае ситуация такова: Гослинг в детстве стал членом Клуба Микки Мауса (вариант «Непосед»), где его партнерами были Бритни Спирс, Кристина Агилера и Джастин Тимберлейк, а теперь у него своя группа, играющая так называемую альтернативную музыку.

Что в этом хорошего

Естественно перевести драматические диалоги в песни и танцы режиссеру Шазелю удалось. Успешных мюзиклов в Голливуде, да еще и напоминающих об истинных достижениях, не было давно. «Отверженные»? Но «Ла-Ла Ленд» куда более чистый и классический мюзикл. Тут скорее вспомнишь классику с Фредом Астером, Джином Келли и Фрэнком Синатрой. Не недавнюю же экранизацию мюзикла «Абба» вспоминать - посредственную и драматургически и хореографически?



Необычность для Голливуда уже в том, что конфликт героев не мелодраматический, а творческий. У них были общие представления об искусстве, а стали другие. Она недолюбливала классический джаз, но его компромисс с ансамблем, где джаз был соединен с роком, попсой и электроникой, стал для нее его падением. А он ведь старался добыть средства для ее творческого успеха.

Главная идея фильма: именно в Голливуде особенно трудно сохранить верность своей творческой идее, искусству - и при успехе не продаться гламуру. Почему именно в Голливуде? Потому что именно там центр игровой индустрии, строящийся вокруг культуры, которую бизнес попросту заставляет стать шоу. Власть и искусство, церковь и искусство, бизнес и искусство - три дьявольские для художника силы, которые притворяются ласковыми и заботливыми, но всегда в итоге начнут диктовать художнику свои условия.

Главная песня фильма: берегите безумцев, блаженнных - их песни, картины, стихи.



Еще один печальный вывод фильма: для истинных влюбленных, для людей, готовых на подлинное самопожертвование и самоотдачу, каковыми могут быть только люди творческие, совместное счастье невозможно. Они отдают себя собственной творческой мечте - и семья в итоге создается с куда более примитивным человеком.

У фильма два финала. Первый - сказочный: как все бы всем хотелось. Второй - как получилось в реальности. Парадокс в том, что это все равно фильм с хэппи-эндом. И это один из фокусов фильма «Ла-Ла Ленд». И я готов заранее поспорить, что песня City of Stars - точно получит «Оскара».

Отсюда

Интересное, art, Канадские канадцы

Previous post Next post
Up