Hudson's Bay point blanket от 17 века и до наших дней

Nov 06, 2015 20:54



Четырехполосный рисунок Hudson's Bay Company (HBC), который компания использует в линейке своих point blankets одеял и других фирменных товаров, однажды, совершенно  случайно, я увидела на полотне Альфредо Родригеса. Весьма колоритнный охотник в шерстяном пальто с хорошо узнаваемым рисунком на берегу реки. Сегодня этот орнамент для HBC является тем же, чем четырехцветная клетка для Burberry, - предметом культа, фирменной деталью, которая работает лучше, чем логотип или пришитый к воротнику ярлык. Но и это, как оказалось, не все. За винтажными одеялами и пальто с четырьмя полосами идет настоящая охота среди колекционеров, а стоимость особенно редких моделей может доходить до нескольких тысяч долларов.






Как известно, Hudson's Bay в 17-18 веках добывали пушнину на территории тогда еще Британской Северной Америки. Именно они продавали индейцам и колонистам те самые шерстяные одеяла (злые языки утверждают, что нередко одеяла заражали оспой), получая взамен шкуры бизонов и бобров и продукты народного промысла. Аборигены blanket очень ценили и даже использовали их в качестве местной валюты: одеяла отлично сохраняли тепло, даже намокнув (100%-я уникальная смесь шерсти британских и новозеландских овец), и намного лучше, чем шкуры, подходили для шитья теплой одежды.



1. Несколько альтернативных вариантов расцветки. 2. Те самые полоски-деления. 3. Соотношение между размерами одеяла и количеством полосок.

В классическом варианте одеяла украшали и украшают четырьмя полосами (хотя встречаются одеяла и с одной полосой, и других расцветок): зеленой, красной, желтой и цвета индиго - причем, строго в таком порядке. Выбор цветов на самом деле не имел символического значения: его определили скорее скудные достижения в синтезе и производстве красителей. Куда важней и интересней назначение небольших узких черных полосок, напоминающих деление градусника, которые в обязательном порядке нашивались и нашиваются до сих пор на каждое одеяло. Именно они, а не толстенные цветные полосы дали этим одеялам название point blanket. Служили полоски-деления чем-то вроде товарной характеристики и определяли размер и вес одеяла. Продавцу не обязательно было разворачивать огромное шерстяное полотно перед покупателем - достаточно было всего лишь указать на количество и размер делений.

Версия о том, что черные метки были эквивалентом цены одеял в бобровых шкурках, не состоятельна, и, видимо, имеет основу в истории отношений индейцев и скупщиков мехов, полной эпизодов, когда за ружье индейцу надо было отдать столько бобровых шкурок, сколько укладывалось в стопку, по высоте равную длине этого ружья. Вики пишет, что это вранье. Любопытно, что компания продает blankets с момента основания в 1670 году, однако, маркировать их поинтами стали только в 1780-м.

Кроме участия в валютно-финансовых потоках, использовали одеяла и для куда более прикладных целей - из них шили так называемые капоты. Те самые бъемные длинные куртки с капюшоном и ремнем на поясе, одновременно напоминающие пальто, пончо и шинель, идеальная одежда для суровой канадской зимы. Именно этот капот я увидела на рисунке Альфредо Родригеса и начала копать...



Со временем идея отшивать куртки из ткани для одеял добралась до головного офиса компании, и в Hudson's Bay запустили полноценную линейку верхней одежды, ставшую особенно популярной на родине компании, в Канаде. Олимпийский комитет Канады даже выбрал их четырехполосное двубортное пальто в качестве формы спортсменов для парада открытия зимних Олимпийских игр 1960 года.

Сегодня фирменные четырехцветные полоски можно обнаружить не только на одеялах Hudson's Bay, но и на профильной продукции других марок - сноубордах Burton, швейцарских ножах и даже каноэ. Стоят коллаборационные линейки, как правило, заоблачных денег, и выпускаются, скорее, на радость фанатам.



Ну и, конечно, появляется полосатый орнамент в одежде (причем не только марки Hudson's Bay) на пальто, подкладах джинсовых курток, зонтах и рюкзаках. В 2012-м году сразу несколько брендов выпустили вещи с таким принтом, а редакторы моды американского GQ назвали его одним из самых актуальных паттернов осени.

Одним словом, если вдруг вы обнаружите винтажную куртку с четырьмя полосками на груди, берите не раздумывая - другого случая может не представиться. Куртки уже лет 13 как сняли с производства, поэтому отыскать оригинальные модели можно разве что на eBay, Etsy и в секонд-хендах. С одеялами несколько проще - они по-прежнему отшиваются и продаются: в Канаде - в Hudson's Bay, в США - в Lord & Taylor и в Woolrich, имеющих лицензию на продажу продукции Hudson's Bay.



1. Четырехполосное пальто с сайта Etsy. 2. Сумка Klaxon Howl. Порядок расположения цветов немного отличается от классического, но само заимствование очевидно. 3. Куртка из коллекции марки Monitaly. 4. Зонт. 5. Шерстяная косуха - результат коллаборация Schott NYC и Hudson's Bay. 6. Джинсовка с четырехполосной подкладкой.

Многие ранние point blankets выжили в 21-м веке и стали предметом гордости коллекционеров. А некоторых художников вдохновили на творчество. Скульптор из Орегона Мари Ваи (Marie Watt) из племени Сенека использовал одеяла в инсталляциях для выставки 2004 года в Национальном музее американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия.




Оригинальные point blankets сегодня могут принести владельцам тысячи долларов. Основные детерминанты стоимости - возраст, размер, цвет, рисунок и состояние. Особенно ценятся одеяла 1953 года выпуска - года коронации королевы Елизаветы II, в отличном состоянии они могут принести вадельцу до $600, а одеяло 1937 года выпуска было продано за $1300.



Книги, посвященные истории и коллекционированию четырехполосных одеял авторства почетного консультанта компании Hudson's Bay Гарольда Ли Тиченора (Harold Tichenor).

Сориентироваться в винтажном многообразии хадсоновских одеялок может помочь Гарольд Ли Тиченор, канадский режиссер и сценарист, а по совместительству фанат, коллекционер и консультант Hudson's Bay Company. В 2002-м и 2003-м годах он выпустил "Иллюстрированную историю Hudson's Bay Point Blankets (HBC, 2002) и The Blankets (Cinetel, 2003)...

Интересное, История, art, retail, Канада, Канадские канадцы

Previous post Next post
Up