Интервью с Сергеем Борисовичем Прониным, генеральным директором консалтинговой компании «ТАРЕСС».
Новогоднее путешествие в Австралию!
![](http://pics.livejournal.com/olgabushueva/pic/0000cek8/s640x480)
- Сергей Борисович, почему Вы выбрали Австралию для своего Новогоднего путешествия?
Во-первых, потому что я там еще не был. Я стараюсь не ездить в одни и те же места, за редким исключением, а открывать для себя новые на карте. Австралия - это как раз такой случай, поскольку она всегда и у всех вызывает особое чувство. Меня часто спрашивают: «Где Вы были? - отвечаю: - Там-то!» - «А в Австралии были?» Многие воспринимают Австралию как другую планету. Как вы помните, в детстве нас «учили» : «Австралия- это та страна, где люди ходят на голове!»
Это своеобразный континент, с особым растительным и животным миром. Я надеялся, что поскольку Австралия - это континент, отколовшийся от основного материка, то он сохранится в более первозданном виде, чем в других местах, так как люди поорудовали на нем значительно меньше. Как выяснилось, эти надежды оправдались. А что касается истории континента, людей, его населяющих, то здесь ничего принципиально нового я не обнаружил. Но то, что я увидел в животном мире и отчасти в растительном, подтвердило правильность моего выбора.
Замечательно, что это совпало с празднованием Нового года. У меня давно существует желание объехать несколько знаковых мест, где встречают этот праздник особенно радостно и весело. В свое время это был Рио-де-Жанейро, пляж Копакабана. Такого моря людей, как там, я никогда не видел. А Австралия, особенно город Сидней, всегда отличался великолепными салютами. У местного населения, по моему мнению, существует некая новогодняя мания. Как звери на водопой, ближе к новому году начинают стекаться ручейки, а позже и реки людей, занимающих наиболее выгодные места для просмотра салюта и встречи нового года. Насколько я понимаю, это одна из фишек Австралии, один из любимых праздников, поэтому грех было не совместить празднование нового года с поездкой в Австралию.
Естественно, первой точкой маршрута оказался Сидней. С него и началось мое знакомство с континентом.
- Первое знакомство с Австралией, город Сидней.
В какой-то степени он мне напомнил Лондон, только в миниатюре. Например, в Сиднее вы также можете найти улицу Oxford Street, правда, она там несколько другая. Если в Лондоне это самая оживленная улица, где люди не ходят, а бегают , а порой и летают, где пешеходы никогда не ждут зеленого света, а перебегают все, что только можно, если нет машин, где практически не встретишь англичанина, потому что там носятся представители других народов, которые здесь учатся, работают, живут, а также многочисленные туристы, то Oxford Street в Сиднее - это излюбленное место для тусовок геев и лесбиянок.
У сиднейцев есть также, как и в Лондоне, свой Hyde Park. Гостиница, в которой я жил, как раз в нем находилась. Он, конечно, не такого размера, как в Англии: все в уменьшенном, в упрощенном, а иногда в перевернутом варианте. Ощущение такое, что это обрубленный со всех концов Лондон, естественно, короче и меньше. Правда, там нет своего Тауэра (The Tower of London) и Букингемского Дворца (Buckingham Palace), а главное нет, любимой всем российским народом футбольной команды «Челси». Как-то все простенько, но с какой-то ностальгией по метрополии.
Но есть в Австралии и свои отличительные черты, которых нет нигде в мире, например, сиднейская опера. Это творение! Оригинальна сама ее форма, в виде раковин, также считается, что в ней одно из наиболее качественных звучаний музыкальных произведений. Интересна и история ее создания: как часто это бывает у шедевров - строилось не в раз! Начали строительство, кончились деньги, архитектор не выдержал такого давления и бросил это занятие. Поскольку все это тянулось достаточно долго, плюс инфляция, какие-то дополнительные усовершенствования, строительство сиднейской оперы обошлось раз в 15 дороже, чем это изначально предполагалось. Тем не менее, она была построена. Нынче уже никто не вспоминает, что раньше она нравилась не всем, сама концепция была предметом острых дискуссий, это сооружение стране обошлось очень дорого: постоянно что-то пытались изменить, а что-то и вовсе прекратить. На сегодняшний день все гордятся зданием сиднейской оперы, туда с удовольствием приезжают всевозможные замечательные музыкальные коллективы.
Из всех архитектурных сооружений в Сиднее мне запомнились два: здание сиднейского оперного театра (Sydney Opera House)* и, так называемая, «Старая Вешалка». Так сиднейцы называют мост Harbour Bridge*, который находится рядом и имеет форму «плечиков». Построили его, по-моему, еще в 30-е годы, поэтому он не такой новый по сравнению с оперой. Я заметил, что, несмотря на то, что он «староват» и дополнен другими мостами, это любимая «вещь» сиднейцев. Два этих сооружения очень даже смотрятся вместе. Другие архитектурные достопримечательности, на мой взгляд, ничего особенного собой не представляют, похожие есть практически в любом другом приличном городе.
Впрочем, Сидней интересен не только зданиями. Здесь расположена своеобразная бухта, которая считается самой удобной в мире для судоходства. Вы не увидите какого-то большого залива, как например, в Рио, тут какие-то маленькие руковочки, бухточки. Этим она удобна и для отдыхающих. Дело в том, что здесь достаточно активная волна, не все способны ей противостоять, и если бы форма бухты была другой, волна была бы еще больше. Кроме того, труднее было бы оградиться сеткой от акул, которые периодически туда заплывают. Было бы сложнее купальщикам и серфингистам - их легко относит в океан. На самом пляже все достаточно демократично: люди лежат где угодно и как угодно, при этом всегда есть место, где можно принять душ, сходить в туалет. С виду все напоминает неустроенный какой-то, как у нас «загарочник», на Ленинских горах, например. Но, в отличие от нашего импровизированного пляжа, здесь, если закопаться вглубь, какие-то предметы цивилизации имеют место быть. Тем не менее, сиднейцев все устраивает, как все устраивает и гостей, несмотря на то, что периодически бывают чрезвычайные происшествия и жертвы, кого-то уносит, кого-то кусают акулы. Там такой жесткий, я бы сказал даже, грубый народ, относящийся к этим вещам немного иначе, чем мы. Они издавна живут в сложных условиях всегда, более закалены, ко многим причитаниям относятся более спокойно: ну, откусила акула ногу, ну ладно, вторая же осталась.
- Про Новый год подробнее!
В Сиднее нет единой площадки для встречи Нового года, как в Рио, но для просмотра салюта изрезанность бухты не мешает. Тем более из всех этих местечек можно все замечательно рассмотреть и радоваться небольшими группами, я их так называю, хотя иногда они насчитывают несколько тысяч человек. Например, накануне нового года любая мало-мальски пригодная для просмотра площадка огораживается, так как кто-то берет ее в аренду. Там тебе дают пластиковый стульчик, столик, на который ты можешь принести еду, сесть, выпить, отпраздновать - это стоит денег, от 50 до 200 австралийских долларов. Не дешево, если учесть, что доллар австралийский дороже доллара американского. Но для них это не проблема, так как народ там не такой уж бедный. Все они с удовольствием идут смотреть салют, особенно туда, где есть бесплатные места. Их занимают заранее, потому что 31 декабря очень трудно проехать ко всем объектам, находящимся вдоль воды, на горочках, где можно хорошо увидеть фейерверк. Все перекрыто - везде движется народ. Мы были 31 декабря на экскурсии по городу, и имели некоторые проблемы, поскольку приходилось постоянно договариваться, чтобы проехать к какому-то объекту. Спросом пользуются не только места, где «свободно» сидят люди, но и любые заведения, где можно поесть, попить и, конечно, посмотреть салют. Это рестораны на береговой линии, и особенно суда в исторически - запущенном виде. Все находятся в непосредственной близости от точек запуска салюта. Конечно, в новогоднюю ночь цены на все возрастают в разы, но, не смотря ни на что, желающих хватает. Люди смотрят, люди фотографируют. У меня даже есть фотоснимки, где мы сами снимаем салют и кругом видно, как у всех, у всех, у всех светятся фотоаппараты, и еще не понятно, что интересней сам само действо или люди, которые его фотографируют. Салют, кстати, проводится в 2 этапа: один в 9 часов, для детишек, он длится минут 15-20, а другой уже в 12, как положено, он более длинный, более яркий, более красочный. Так, чтобы всем хватило, и никто не был обижен. Я вспоминаю, что за часов шесть до нового года, уже нельзя было проехать к нашему ресторану. Мы шли пешком, все уже перекрывалось, и народ ручейками с разных улиц стекался в единую реку, огромный поток людей, не понятно куда потом исчезающих. Народ шел, шел, шел к точкам салюта, к свободным площадкам, к ресторанам, к кораблям - к чему угодно, лишь бы все это посмотреть. Такая салютомания! В Сиднее - это что-то!
Я вспоминаю Бразилию, где люди приезжают за 3-4 дня, живут в микроавтобусах и даже на улицах, чтобы встретить новый год. В Сиднее я такого не видел, здесь, видимо, народ побогаче и может себе позволить приехать за один день. Но все: от мелких клерков и до более состоятельных господ, кто в потертых кроссовках, кто в крупных бриллиантах - все стекаются в прибрежную зону, чтобы посмотреть салют и отметить праздник. Это их фишка. У меня сложилось впечатление, что это для них важнейший праздник в году.
- Про окрестности Сиднея.
Сидней интересен не только как город, интересны и его окрестности. Всемирно известные «Голубые горы» находятся, примерно, в километрах 100-150 от Сиднея. Почему они голубые? Все просто - там растут эвкалипты, говорят, их около 750-800 видов . И они, особенно в солнечную погоду, источают такой аромат, что его не только ощущаешь, но и видишь. Поэтому всему, что находится на фоне этого насыщенного (структурированного) воздуха, придается голубой оттенок, а горы имеют своеобразный голубой цвет.
Одно из туристических мест - три скалы, так называемые «Три сестры». Скажу честно, для себя чего-то шедеврального я в них не увидел. Но нам удалось спуститься вниз. Вот это было интересно. В начале освоения Австралии на ее территории были найдены месторождения каменного угля. Мы проехались на вагонетках вниз, в места его добычи. Если раньше в них возили бедных рабочих, то теперь тебя за 20 австралийских долларов почти вертикально сбросят вниз, а потом вертикально же поднимут. Соответственно ты можешь посмотреть, где в глубине этих пещер люди в XIX веке вырубали уголь и поднимали его. Там находится скульптура горника, и судя по тому, в каком виде он там представлен, а также по внешнему виду пещер, это одна их тех профессий, которой точно не позавидуешь. Все очень тяжело, очень вредно. С другой стороны, мы все помним, с чего начиналось освоение Австралии. Лондонские тюрьмы были переполнены, мало того, что не хватало места на суше, было много кораблей, приспособленных для содержания заключенных. И когда все дошло до некоего предела, было принято решение: каторжников отправлять в Австралию. Понятное дело, что ехали туда без шансов вернуться назад. Представьте, что освоение новой территории происходило еще и в условиях каторги, поэтому у этих людей было мало шансов на выживание. Я думаю, что шахтерская работа была еще не самая плохая, было, наверно, что-то и похуже. Тем не менее, мы с этим познакомились. До сих пор, по-моему, Австралия является одной из ведущих стран по добыче коксующего угля. Я не знаю, в каких условиях его добывают сейчас, но то, что нам показали из истории, произвело гнетущее впечатление.
Мы заехали на окраине Сиднея в какой-то «замечательный» зоопарк, что после Московского было смешно и грустно. Мы надеялись увидеть там животных в ухоженном виде, но все было как-то бедно, как-то не прибрано, зверушек откровенно жалко. Порадовало только то, что удалось тесно пообщаться с мишками- коалами, поскольку они спали почти у нас на руках. Интересно, что сотрудники зоопарка коал делят на 2 группы. Одна группа за сеточкой, они там действительно какое-то время спят. Потом им говорят: «Хватит спать!» - берут, выносят и сажают на дерево, где туристы их могут погладить. Это уже не сон, хотя они продолжают находиться в «отключенном» состоянии. Так они их меняют: несколько часов отсыпаются, потом снова к людям. Кенгуру там все жалкие, совсем грустно было смотреть. Позднее мы познакомились с ними в совершенно других условиях, что оказалось гораздо интереснее. А вот с коалами не удалось пообщаться ближе нигде, кроме зоопарка. Зато здесь, пожалуйста, подходи, чеши ему за ухом. Раньше можно было брать на руки, сейчас как-то не рекомендуется. Хотя погладить по его приятной шерстке можно. У кенгуру шерстка мне больше понравилась. Она как у моего британского кота, точно такое же ощущение: мягкая, приятная, а лижет корм с руки, как моя собака. В общем, собака и кот в одном животном под названием кенгуру. А еще кенгуру похожи на очень больших зайцев.
Больше ничем меня Сидней не впечатлил. Обычный портовый город, с проблемами, присущими всем портовым городам, с очень большим скоплением сексуальных меньшинств. Женщинам здесь очень трудно создать семью, поэтому они из Австралии, в первую очередь из Сиднея, уезжают в Европу. Правительство активно привлекает молодых мужчин с традиционной сексуальной ориентацией для того, чтобы они трудились на благо страны и создавали семьи.
В Сиднее очень дорогая недвижимость. Нам показали апартаменты, которые купил для своей жены Рассел Кроу. Причем это жилой комплекс, который находится в воде на сваях, с видом на океан. Не скажу, что шикарно, зато цена где-то около 16-17 млн. долларов. Все очень дорого, особенно в Сиднее. На мой взгляд, необоснованно. В какой-то мере это связано с тем, что на определенном этапе недвижимость пошла в рост. В Австралию пришло много инвесторов, которые вкладывали деньги, чтобы потом их просто поднять. И дошло до того, что на сегодняшний день австралийцы поставили перед руководством страны вопрос ребром о том, чтобы запретить иностранцам приобретать недвижимость в Австралии, если они там не живут. Во-первых, при покупке недвижимости те получают гражданство, во-вторых, они вкладывают деньги, тем самым «подогревая» рынок, и нормальный австралиец практически не способен купить квартиру. Чтобы приобрести жилье, люди «входят» в ипотеку. Например, знакомая - гид, проводившая для нас экскурсию, рассказала, что ей не хватает зарплаты, чтобы погасить кредит, поэтому она сдает комнату иностранцу в доме, где живет сама, таким образом зарабатывая на ипотеку. В подъеме цен на недвижимость винят, в первую очередь, иностранцев, которые здесь не живут, но вкладывают деньги. В Москве, наверно, тоже такая проблема существует, только в качестве иностранцев, в основном, выступают богатые люди с периферии.
Журнал "Управление Персоналом"
март 2011
№6 (256)