Вторая образовательная смена в «Ржевской обители»

Jul 24, 2016 22:08

18 июля 2016 года, на праздник обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, в детском христианском лагере «Ржевская обитель» открылась образовательная смена, которая продлится 5 дней. В ней принимают участие ученые, публицисты и эксперты в области истории старообрядчества.



В образовательной смене участвуют ученые, публицисты и эксперты в области истории старообрядчества

Образовательная смена организована для того, чтобы молодые старообрядцы получили новые знания об истории старообрядчества, осмыслили различные аспекты взаимоотношений современного христианина с окружающим миром; расширили круг своего интеллектуального христианского общения. В образовательной смене участвуют около 50 человек. Доклады и обсуждения первого дня образовательной смены посвящены прошлому и настоящему Стародубья и Ветки - в этих регионах происходили многие важные в истории старой веры события.



Марина Викторовна Кочергина

Первой выступила Марина Викторовна Кочергина, с докладом «Посады, монастыри и скиты Брянщины». Она рассказала, что первые старообрядческие поселения на Брянщине появились во второй половине XVII века. Они сохраняли традиции древней народной религиозности до начала XX века. По официальным данным, в Стародубье существовало 8 монастырей и 6 скитов. На Ветке было 5 монастырей и 2 скита. На самом же деле обителей в Стародубье было в два раза больше, но правительство об этом не знало. Самым известным мужским монастырем являлся Покровско-Климовский, основанный в 1764 году. Он был иконописным и книжным центром, там работал известный старообрядческий начетчик Иларион Георгиевич Кабанов (Ксенос). Также Покровско-Климовская обитель была центром старообрядческого паломничества на Брянщине: в монастыре находилось множество святынь. В 1848 году монастырь был превращен в единоверческий. Другие старообрядческие скиты на Брянщине сохранялись вплоть до 1930 года. М. В. Кочергина предложила создать музей старообрядчества в Новозыбкове, потому что там сохранилось много ценных экспонатов, как в частных коллекциях, так и в музейных запасниках. Докладчик выказала идею создания старообрядческого туристического маршрута по Брянской области. М. В. Кочергина предложила также придать новозыбковскому кладбищу вероисповедальный статус. Докладчик отметила, что власти Брянской области поддержали эти идеи, но в связи с отставкой заместителя губернатора дело так и не сдвинулось с места.



Ромуальд Игоревич Перекрестов

С докладом «История посада Клинцы» выступил Ромуальд Игоревич Перекрестов. Он отметил, что на Стародубье очень активно развивалось старообрядческое предпринимательство. В XVIII веке торговый капитал старообрядцев стал превращаться в промышленный. Ромуальд Игоревич рассказал о епископе Епифании Ветковском, который присоединился к старообрядчеству в 1735 году. Владыка Епифаний успел рукоположить 12 священников. Также Перекрестов рассказал о так называемой второй выгонке старообрядцев с Ветки, когда было выселено 40 тысяч человек. Выселенные старообрядцы уехали в Иргиз, на Урал и в Бурятию. Современная культура семейских старообрядцев в Бурятии - это наследие старообрядцев Ветки. Р. М Перекрестов рассказал о своей книге, посвященной начетчику Илариону Кабанову (Ксенос), материалы для нее автор собирал 15 лет. Некоторые документы, включая личные записи Ксеноса, его переписку, Ромуальду Игоревичу отдала старушка, у которой он был в гостях. Перекрестов уже собрался уходить, как вдруг хозяйка его вернула, достала из тайника рукописи Ксеноса и подарила их гостю, сказав: «У Вас честные глаза, Вы серьезный человек, я Вам подарю эти рукописи для исследований».

Слушатели задали вопрос: «Почему единоверческие общины, которых было много до революции, быстро исчезали?» Р. И. Перекрестов пояснил, что, во-первых, купцы переставали поддерживать общины, которые переходили в единоверие, и во-вторых, было отрицательное отношение старообрядцев к этим общинам.



Олег Каменецкий

С докладом «Старообрядцы села Святск» выступил Олег Каменецкий. Село было основано в 1712 году на землях Киево-Печерской Лавры в Топальской сотне Стародубского казачего полка. Это была последняя старообрядческая слобода, основанная в Стародубье. Она находилась в полутора верстах от древнейшнего монастыря, основанного в 1376 году. Насельники этой обители принимали участие в Куликовской битве. Святск являлся центром иконописания, в этом селе бывали Павел Великодворский и Геннадий Колпаков - будущие устроители Белокриницкой иерархии. А в самом селе Святск в 1870 году родился Иван Григорьевич Усов, будущий митрополит Иннокентий белокриницкий, проповедник, духовный писатель.



Алексей Муравьев и Андрей Езеров

Роман Александрович Майоров выступил с докладом «Ветка и поиски старообрядческого архиерея. Епископ Епифаний». Он рассказал о Ветке, поисках старообрядческого архиерея, и о жизни епископа Епифания Ветковского.



Слушатели

Согласно программе образовательной смены, в первый день также прозвучали доклады: М. В. Кочергиной «Возрождение старообрядческих общин Брянщины после ВОВ», Р. И. Перекрестова «Клинцовская школа иконописи и её особенности», Г. С. Чистякова «О канонизации святых в старообрядческой Церкви», В. В. Волкова «Фонды Библиотеки редких книг и рукописей РПсЦ, как источник изучения истории и культуры старообрядчества в региональном аспекте». После всех докладов прошел Круглый стол «Значение Стародубья и Ветки в истории старообрядчества».

Молодежная образовательная смена в «Ржевской обители» проходит уже второй раз. В прошлом году мы подробно писали об этом мероприятии.

На сайте «Русская вера» были опубликованы многие доклады, прозвучавшие в «Ржевской обители» в прошлом году: А. В. Муравьев «Свободный человек имеет лицо, которое можно обратить к другим людям», Р. А. Майоров «Несогласие с антихристовыми жрецами», о. Иоанн Севастьянов «Традиции, методы и история духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество».

Также корреспондентам «Русской веры» удалось взять несколько интервью, в частности, с Валерием Коровиным «Православный сталинизм - это классный термин!» и с Алексеем Муравьевым «Никакого замкнутого, кондового «старообрядчества» уже нет, есть граждане-старообрядцы, есть Церковь - их мать».

Открывая второй день образовательной смены, протоиерей Евгений Чунин рассказал о духовном значении переселения старообрядцев из центральных регионов России на окраины страны (на Ветку, Выг, Урал). Тем самым удалось спасти дораскольное церковное благочестие и одновременно заселить окраины государства Российского.



О. Евгений Чунин рассказывает о духовном значении переселения старообрядцев на окраины русского государства

Заведующий библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии Валерий Владимирович Волков рассказал о книжном собрании московской Митрополии РПСЦ. Эта библиотека - наследница собрания старообрядческой архиепископии. В начале XX века это была одна из крупнейших церковных библиотек. В ней, например, был обнаружен уникальный документ «Рогожский летописец» - русская летопись, составленная в середине XV века. Название дано по старообрядческому Рогожскому кладбищу. «Рогожский летописец» представляет тверской взгляд на события русской истории, не подвергшийся московскому влиянию. Так, фрагмент о нашествии Едигея уделяет особенное внимание судьбе именно тверских земель. «Рогожский летописец» - самостоятельный памятник, на основе которого можно воссоздать утраченный в 1812 году общерусский источник - Троицкую летопись. В библиотеку Московской Митрополии отдавали свои собрания книг епископы и известные священники. В ней 8 тысяч единиц хранения, среди них 150 певческих рукописей, начиная с XVII века и заканчивая началом XX века. В библиотеке есть и коллекция гектографов (уникальные книги, которые сочетают технику рукописи и технологию малотиражного издания), среди них стенограммы диспутов старообрядцев и никониан, материалы старообрядческих съездов. На многих из них автографы церковных или общественных деятелей. Ценнейшей книгой собрания является Евангелие Учительное, изданное славянским просветителем Иваном Фёдоровым. Нынешнее собрание Митрополии может быть использовано для развития богословия и апологетики старообрядчества.



Заведующий библиотекой редких книг и рукописей Московской Митрополии Валерий Волков представляет первый русский перевод "Поморских ответов"

Затем прозвучал доклад Глеба Станиславовича Чистякова «Антистарообрядческие фальсификации». Текстовая версия доклада опубликована на нашем сайте.



Беседа на тему обливаетельного крещения в новообрядчестве

Ведущий чтений о. Евгений Чунин предложил собравшимся посмотреть фоторепортаж, посвященный практике обливательного крещения в РПЦ. Среди показанных фотографий было немало снимков, где обливательное крещение совершалось в крупных купелях, а также в реках и озерах, где имеется полная возможность полноценного погружательного крещения. О. Евгений рассказал, что в советское время чрезвычайно трудно было найти храм РПЦ, где бы совершалось погружательное крещение. И хотя сейчас погружательное крещение в РПЦ совершается чаще, обливательное крещение остается самой распространенной формой этого таинства. Поэтому желающих присоединиться к старообрядчеству приходится тщательно проверять на предмет крещения. Если человек был крещен обливательно, его приходится крестить полностью. Вместе с этим о. Евгений сказал, что в старообрядчестве также существует клиническая практика крещения, когда тяжело больного человека допускают крестить без погружения.

После этого выступил Глеб Станиславович Чистяков с докладом «Деканонизация святых». Подробнее об этом можно прочитать в статье «Святость под запретом».



Кандидат исторических наук Роман Майоров подводит итоги дискуссии об исторических и церковно-канонических различиях между старообрядчеством и новообрядчеством

Затем Роман Александрович Майоров сделал сообщение, в котором рассказал об основных различиях между старой и новой верой. Первым шагом реформы патриарха Никона он назвал книжную справу. Так называемое книжное исправление стало грандиозным обманом верующих, поскольку книги исправлялись не с древних рукописей, а с современных венецианских и южнорусских изданий. Также докладчик отметил изменения в чинопоследованиях, указал на различие крестного знамения и совершения крещения. В качестве отрицательных церковно-культурных преобразований он назвал живописные изображения в храмах, итальянскую оперную гармонизацию церковных распевов. Также Майоров указал на факт необоснованного сокращения служб и релятивистское отношение к церковному праву и канонам. Роман Александрович обратил внимание на новые «духовные практики» в РПЦ, среди которых особое значение имеет так называемое старчество, создавшее новую духовную реальность в РПЦ, конкурирующую даже со священноначалием церкви. Также в качестве последних изменений в церковной экклесиологии новообрядцев Майоров назвал концепт «мирового православия», согласно которому спасительность и благодатность церковного сообщества зависит не от следования святоотеческому учению, а от принадлежности сообществу восточных церквей (так называемому мировому православию).



Руководитель Миссионерского отдела РПсЦ о. Михаил Родин рассказывает об отношении Церкви к еретикам

К концу работы второго дня образовательных чтений к участникам присоединился руководитель миссионерского отдела РПСЦ о. Михаил Родин. Он предложил слушателям свою концепцию богословских различий между староверами и никонианами. По его мнению, главное различие между старой верой и новой верой кроется в отношении к церковному преданию. Староверы считают церковное предание неотъемлемой частью Божественного откровения и учения церкви. Новообрядцы же считают церковное предание, каноны и правила Церкви историческим наследием, сформированным в человеческом сообществе. Это мнение они позаимствовали от католичества и протестантизма. Отец Михаил считает, что новообрядцы не должны обижаться на слово еретики, потому что в древности слово «ересь» означало философскую школу и учение, и часто употреблялось в нейтральном смысле. Однако в церковном контексте слово «ересь» означает отделение от православного учения.



Слушатели

Образовательную смену в «Ржевской обители» не случайно называют слетом интеллектуалов. В ней принимают участие ученые, публицисты и эксперты в области истории старообрядчества. Молодые старообрядцы, участвующие в образовательной смене, получают новые знания не только по истории старообрядчества, но и актуальным вопросам современности, имеют возможность осмыслить различные аспекты взаимоотношений современного христианина с окружающим миром; расширить круг своего интеллектуального христианского общения. Хочется пожелать, чтобы подобные мероприятия, способствующие повышению интеллектуального уровня, вдохновляющие и способствующие объединению, проходили и в других старообрядческих общинах.

В пятницу, 22 июля, закончилась вторая образовательная смена в «Ржевской обители». Начиная с понедельника, 18 июля, участники слета интеллектуалов слушали лекции, участвовали в круглых столах, посетили Нило-Столобенскую пустынь и с. Оковцы, на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы помолились в Покровском храме г. Ржева.

В третий день гости лагеря «Ржевская обитель» посетили Нило-Столобенскую пустынь и с. Оковцы. В Ниловом монастыре паломники поклонились мощам преподобного Нила Столобенского (к. XV века - 1555 год).



Участники образовательной смены в Ниловой пустыни. Фото из группы ВК «Ржевская обитель»

В четвертый день, 21 июля, в праздник явления Казанской иконы Пресвятыя Богородицы, участники образовательной смены помолись Божественную Литургию в Покровском храме г. Ржева. Затем в «Ржевской обители» выступил С. Г. Антоненко с докладом «Современный католицизм - его богословские, социальные, политические особенности».



С. Г. Антоненко. Фото из группы ВК «Ржевская обитель»

Пятый день образовательной смены был посвящен церковной проповеди и миссионерству. Лекции открыл о. Евгений Чунин, который рассказал об истории и традициях христианской проповеди.



О. Евгений Чунин. Фото из группы ВК «Ржевская обитель»

О. Евгений отметил, что именно проповедью Спасителя открывается эпоха Нового Завета, начинается Евангелие и христианство. Самая известная проповедь Христа - Нагорная, самая важная - прощальная беседа с учениками. Следом за Христом на проповедь выходят апостолы (обращение к людям апостола Петра в день Сошествия Святого Духа, беседа апостола Павла с греческими мудрецами в Ареопаге). Апостолы проповедовали людям, имеющим совершенно разные верования. О. Евгений отметил главные черты апостольского благовествования: 1) осознание апостолами проповедования, как исполнения поручения Спасителя; 2) гибкость проповеди, т.е. максимальный учет условий, чтобы применять их для пользы.

Следом за апостолами Христово учение распространяют апостольские мужи, святители и т.д. Почти все святители, подвижники были яркими проповедниками, это и святители Климент Римский, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Григорий Великий; преподобные Ефрем Сирин, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов и многие другие.

О. Евгений рассказал, что и после крещения Руси были проповедники, это и святитель Лука Новгородский, митрополит Илларион, святитель Кирил Туровский, Серапион, епископ Владимирский, святитель Макарий Московский, первый патриарх Московский Иов. О. Евгений упомянул некоторые интересные факты о патриархе Иове: он знал наизусть все последование Литургии и на память читал коленопреклоненные молитвы на Троицу. Из послераскольных проповедников о. Евгений назвал протопопа Аввакума, святителя Арсения Уральского, епископа Михаила (Семенова), епископа Геронтия (Лакомкина). Упомянул проповедь на Выге, которая имела письменную форму. Ведущий чтений призвал совершенствовать дело нашей церковной проповеди, ведь она - это не только удел священства, но и мирян, каждого христианина.



О. Михаил Родин

Затем выступил о. Михаил Родин с докладом «Методы и средства проповеди в иных христианских конфессиях». Отец Михаил рассказал о просветительском отделе при Митрополии РПСЦ. В докладе прозвучала печальная статистика: сокращается численность прихожан в общинах, мало молодежи, и это не только в провинции, но и в Москве. Каждый год мы открываем новые храмы, а людей все меньше - отметил о. Михаил. Похожая статистика и в Европе, где католическая церковь пытается модернизироваться, чтобы привлечь молодежь, но и это не помогает. Многие римо-католические церкви закрываются. Если мы ничего не изменим, то начнется волна закрытия приходов.

Согласно церковным правилам, нельзя хвалить чужую - ложную - веру, но тут есть и другая сторона. О. Михаил сказал, что мы, находясь среди иноверных, можем учиться чему-то у них. Он упомянул про слова преподобного Феодора Студита, о том, что мы можем заимствовать иконы у еретиков, если они каноничны по написанию. Есть молитвы, которые написаны еретиками, например, Сергием Цареградским. Также мы можем учиться и методам проповеди у иноверных. О. Михаил отметил, что это касается не только священства, а проповедовать должен каждый христианин. Однако нельзя использовать греховные методы, будь то манипуляция, обман, метод подкупа, запугивания, черный пиар, которые очень часто практикуют различные сектанты. Методы, которые нужно использовать для проповеди, - это свобода выбора, правда и любовь. Именно на них должен основываться рассказ о Вере. Также о. Михаил упомянул и о средствах проповеди: СМИ, телепередачи, искусство, коммуникации и т.д.

Чтец Василий Гладышев выступил с докладом «Опыт противодействия антистарообрядческой пропаганде в СМИ». Он рассказал об анализе антистарообрядческой телепередачи, в которой новообрядческий публицист Щербанюк заявил, что старообрядчество - это новшества, введенные в XV-XVI веках. Василий предложил собираться и обсуждать антистарообрядческие телепередачи. Также докладчик предложил проводить диспуты, писать апологетическую литературу на русском языке, ввиду плохого понимания широкой публикой церковнославянского языка. Василий подчеркнул значимость проповеди старообрядчества в СМИ и на телевидении.



Слушатели. Фото из группы ВК «Ржевская обитель»

Затем иерей Михаил Родин рассказал о влиянии различных факторов на результативность проповеди. Докладчик отметил важность образованности проповедника. Многие святые были очень образованными людьми. О. Михаил отметил, что верующие должны быть интеллектуалами, повышать свою грамотность, учить иностранные языки. «Если вы высококлассные специалисты своего дела, вам будет легче проповедовать», - отметил о. Михаил.

После докладов был организован Круглый стол «Задачи и пути развития проповеди в современном мире». Его участники обсудили заслушанные доклада, поделились впечатлениями. Особо отметили, как важно рассказывать о своей вере всем интересующимся.



Круглый стол. Фото из группы ВК «Ржевская обитель»

http://ruvera.ru/news/vtoraya_obraz_smena
http://ruvera.ru/news/obraz_smena_2
http://ruvera.ru/news/obraz_smena_zakonchilas

Старообрядцы, конференции, Ржев

Previous post Next post
Up