Преподобный Кирилл Белозерский считается одним из основных столпов древнерусского иночества. Благодаря его подвижническим трудам христианское просвещение и православные монастыри распространились по всему северу Руси. 22 июня Церковь отмечает день преставления преподобного отца нашего Кирила, игумена Белозерскаго, чудотворца, основавшего в 1397 году в вологодской земле Белозерский монастырь, который впоследствии стал крупнейшим духовным центром Руси. Подвиги преподобного Кирилла являют собой важный пример подлинного ревнительства, когда человек, всячески избегая славы человеческой, совершает дела во имя Господа и Церкви Христовой.
Юность Козмы
Преподобный Кирил Белозерский родился в 1337 году в благочестивой семье. При крещении его нарекли Козмой. Отрок часто проводил время за молитвой и чтением богодухновенных книг. Перед смертью родители поручили заботу о сыне боярину Тимофею Васильевичу Вельяминову. Вельяминов являлся влиятельным боярином в Москве, окольничим при дворе великого князя Димитрия Донского. Когда Козма достиг совершеннолетия, Вельяминов назначил его казначеем своего имения. Но Козму тяготила светская жизнь, и он искал молитвенного уединения. Тимофей не разделял желания юноши оставить у него службу и принять иночество. Однако боярина посетил игумен Стефан Махрищский (ум. 1406 г.) и просил отпустить Козму. Сперва Вельяминов гневался и не хотел уступать, но вскоре раскаялся и принял решение Козмы стать монахом.
Инок Кирил
Козма отправился в Успенский Симонов монастырь, где принял иноческий постриг с именем Кирил. Чин пострижения в иноки совершил архимандрит Феодор (ок. 1340-1394 гг.), будущий архиепископ Ростовский.
Успенский Симонов монастырь
Иноческие труды Кирил совершал под наставничеством монаха Михаила (ум. 1402 г.), который впоследствии стал Смоленским епископом. Кирил подражал во всех делах своему учителю. Как-то раз он стал просить Михаила, чтобы тот разрешил ему принимать пищу через два-три дня, но старец не одобрил это, а разрешил вкушать пищу, как и вся братия, ежедневно, но не до полной сытости. Ночью старец Михаил молился Псалтырь, а Кирилу велел творить поклоны, и часто это продолжалось до тех пор, пока не начинали бить в било. В храм же Кирил старался прийти раньше всех. Инок Кирил работал в монастырской хлебопекарне: носил воду, колол дрова и раздавал хлеб. Он уклонялся от любой человеческой славы и даже пытался принять на себя подвиг юродства. Однако игумен наказал его за нарушение общепринятого в монастыре поведения, назначив ему сорок или более дней вкушать только хлеб и воду. Но это только обрадовало инока Кирила, и по выполнении епитимии он снова принимался юродствовать, чтобы принять от старца еще большую епитимию.
Феодор, архиепископ Ростовский
Архимандрит Симонова монастыря
Впоследствии по воле игумена Кирил принял священнический сан. Кроме богослужений, он выполнял самую тяжелую работу в монастыре. В 1390 году Кирил становится архимандритом Симонова монастыря, поскольку Феодора избирают архиепископом Ростовским. Архимандрит Кирил трудился на благо монастыря, который процветал благодаря его усердию. Он никогда не возносился, несмотря на свой высокий сан. Являлся образцом смирения, помогал всем нуждающимся.
Подвиг безмолвия
Спустя некоторое время архимандрит Кирил принял решение сложить сан и затвориться в келье, приняв на себя подвиг безмолвия. Ввиду того, что обитель не могла оставаться без архимандрита, им избирают Сергия Азакова (ум. до 1433 г.), впоследствии ставшего рязанским епископом. Как не избегал человеческой славы Кирил, но Бог только больше прославлял Своего угодника. Так, к нему шли за помощью, утешением и духовной пользой люди со всех русских земель. Видя это, новый архимандрит Сергий, чувствуя, что им самим пренебрегают, затаил гнев на Кирила. Когда же Кирил узнал о Сергиевой зависти, он не оскорбился и не рассердился, ничего не сказал ему на это, а лишь продолжал пребывать в уединении и безмолвии.
Основание Белозерской обители
Как сообщает Житие преподобного Кирила, однажды ночью во время молитвы он услышал голос Богородицы: «Кириле, изыде отсюду и иди на Белоезеро, тамо бо уготовах ти место, в немже можеши спастися». И тут в его келье возник яркий свет. В указанное Божией Матерью место священноинок Кирил отправился вместе с иноком Ферапонтом. На берегу Сиверского озера Кирил выкопал пещеру, где пребывал в молитвенных подвигах. Шел 1397 год. Таким образом, было положено начало монастырю в честь Успения Пресвятыя Богородицы, который позднее стал именоваться Кирило-Белозерским. Спутник священноинока Кирила, монах Ферапонт, неподалеку основал Богородице-Рождественскую обитель, известную сейчас как Ферапонтова.
Ферапонт Белозерский. Икона XVII века
Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь
Искушения
Некоторое время священноинок Кирил претерпевал различные искушения. Однажды он чуть не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Он услышал во сне голос, который призывал его проснуться, и таким образом он спасся от гибели. Как-то раз, когда он вырубил лес и очистил место, он собрал воедино хворост и зажег его, что спровоцировало пожар, но опять же священноиноку удалось спастись. Уединенная жизнь Кирила недолго оставалась таковой. Совсем скоро к нему пришли иноки Зеведей и Дионисий из Симонова монастыря. Постепенно стали приходить те, кто желал стать монахом. Но тут возникли новые беды. Местный боярин Феодор полагал, что священноинок Кирил принес с собой из Симонова монастыря большую казну, и он подослал к нему грабителей, но когда они приблизились к обители, то увидели множество людей: кто-то из них стрелял из лука, кто-то делал что-то другое. Они решили подождать, когда все уйдут. Долго ждали, но так и не дождались и ушли прочь. И это повторялось не раз. Но когда боярин узнал, что последние две недели в монастырь никто не приезжал, он понял, что Кирила Богородица уберегает от всех зол. Тогда Феодор раскаялся, пришел к Кирилу и рассказал ему о своих злодеяниях. Человек по имени Андрей возненавидел Кирила, потому что тот поселился на этой земле, поблизости от его владений. Он неоднократно пытался поджечь келью Кирила, но ему не удавалось этого сделать. Тогда он раскаялся в своих недобрых стремлениях и спустя время уже сам принял постриг от рук преподобного.
Устав обители
Когда постепенно увеличилось число иноков, Кирил написал устав общежительного монастыря весьма высокой строгости. Так, например, в храме никто не мог разговаривать, никто не должен был выходить из церкви до окончания службы, к святому Евангелию подходили по старшинству. Во время трапезы у каждого было свое место, и пищу вкушали без каких-либо бесед. Кирил сам заботился о трапезе для братии, а иногда даже принимал участие в приготовлении. Однако мед и вино, и другие хмельные напитки были не позволены в монастыре. После трапезы каждый молча шел в свою келью. Если кто из иноков получал письма или подарки, он должен был прежде показать их игумену Кирилу. Также без благословения Кирила не писали никаких писем. Деньги хранились в монастырской казне, никто не имел никакой собственности. Инокам не разрешалось даже иметь свою воду в кельях. Кельи не запирались, кроме икон и книг в них ничего не хранили. Как-то раз проживавший неподалеку боярин Роман решил отдать в дар обители село и прислал дарственную грамоту. Кирил же посчитал, что с появлением в собственности монастыря сел у братии возникнут заботы о земле, появятся жители, будет нарушено иноческое безмолвие, и отказался от дара. Стоит отметить, что в отношениях с мирской властью Кирил был независим, но в то же время кроток и миролюбив.
Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера
Чудеса Кирила Белозерского
Господь наградил основателя Белозерской обители даром прозорливости и исцелений. Некий человек по имени Феодор пришел в монастырь и спустя время возненавидел игумена Кирила так, что не мог смотреть на него и хотел бежать из обители. Он пришел в келью Кирила и, взглянув на его седины, от стыда не мог сказать ни слова. Кирил сказал ему: «Не скорби, брате Феодоре! Вси бо съблазнишася о мне, ты же единъ истинъствова и позна мене грешника быти. Кто бо есмь азъ грешный и непотребный?» После он благословил Феодора и добавил: «Иди, брат, с миром в свою келью. Больше не придет на тебя такая напасть». С того времени Феодор в спокойствии жил в обители.
Однажды не хватило вина для Божественной литургии, и об этом сообщили игумену Кирилу. Кирил велел принести ему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода Кирил раздавал хлеб всем, кто нуждался, и он не заканчивался, несмотря на то, что обычно его запасов хватало только инокам. Известен случай, когда Кирил укротил бурю, угрожающую рыбакам. Вот как этот случай описан в Житии: «Ниже се да умолчано будеть, бывшее блаженым отцемъ Кириломъ. Некогда пославшу святому на езеро рыбы ловити, и темъ ловцемъ отплувшем, посреди езера бывшим, бысть буря велиа въ езере, и волны паче превъсхождаху и възвышахуся, и смертию претяще. Темьже, злостражуще от волнъ, не можаху къ брегу приити, и уже живота отчаявшимся, смерть предочима имуще. Некый же человекъ, Флоръ именемъ, стоя тогда на брегу езера, зря беду и погыбелъ ловцемъ, скоро притече къ святому и сказуеть ему беду, яко: «Ловци, - рече, - въ езере утопают!» Святый же слыша, скоро въста и, крестъ в руце вземъ, течаше и на брезе езера бывъ. И знамение крестное сътвори крестом, егоже ношааше, и абие в той час преста езеро от волнениа своего и в тишину велию преложися. И ловци от истоплениа избывше и на сухо приставше, глаголаху къ святому, яко: «В велице беде быхом, аще не бы ты предварилъ молитвою своею къ Богу». И того дни ловци тии яшя множество рыбъ паче прьвых дний». Также он сказал братии, что никто из них не умрет до его кончины, несмотря на мор, но после его смерти в мир иной уйдут многие монахи.
Преставление Кирила
Последнюю Литургию в своей жизни Кирил совершил в Троицын день. 9 (с.ст.) июня 1427 года, в день памяти святителя Кирила (376-444 гг.), архиепископа Александрийского, священноинок Кирил преставился. В первый год после его смерти один за другим умерли более 30 иноков.
Библиотека Кирилова монастыря
Кирило-Белозерский монастырь являлся одним из главных книжных центров Руси. При земной жизни Кирил уделял немало времени духовному просвещению, к чему и наставлял других. Согласно описи 1653 года в Белозерской обители числилось более 2000 книг. Библиотека Кирила частично сохранилась до наших дней. Среди книг 2 Евангелия, 3 канонника, «Лествица» Иоанна Синайского со святым Аввой Дорофеем, святцы и другое. Кроме того, сохранились послания Кирила Белозерского сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Андрею Дмитриевичу Можайскому и Георгию Звенигородскому, которые являются образцом миролюбия, доброты и мудрости.
Общерусское почитание основателя Белозерского монастыря началось не позднее 1447-1448 годов. Житие преподобного Кирила было написано по поручению митрополита Феодосия (?-1475 г.) и великого князя Василия Васильевича (1415-1462 гг.) священноиноком Пахомием Логофетом (?-ум. не ранее 1484 г.). Автор Жития в 1462 году побывал в Кириловой обители, где застал многих учеников преподобного Кирила, игумен обители Касиан рассказал ему о чудесах преподобного Кирила. Ученик Кирила Мартиниан (ок. 1400-1483 гг.) подробно рассказал о жизни преподобного.
Дионисий Глушицкий (1363-1437 гг.) написал прижизненную икону преподобного Кирила Белозерского, которая находится в ГТГ в Москве.
Преподобный Кирил Белозерский. Икона письма Дионисия Глушицкого, 1424 (?), ГТГ
Надпись на киоте, в котором находилась икона: "Образ чудотворца Кирила списан преподобным Дионисием Глушицким, еще живу сущу чудотворцу Кирилу, в лето 6932. Сделан сий кивот в дом пречистыя и чудотворца Кирила в лето 7122 по благословению игумена Матфея в славу Богу, аминь".
В 1547 году Кирил Белозерский был причислен к лику святых.
Рака преподобного Кирила. Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов, Российская империя, 1909 год. Фотография С. М. Прокудина-Горского
Память преподобному Кирилу совершается 22 июня.
Тропарь преподобному Кирилу Белозерскому, глас 1. Яко крин в пустыни давыдски процвел еси отче Кириле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением ти наставляемых : их же и до конца яко чадолюбивый отец не остави посещая. да вси вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеление.
Кондак преподобному Кирилу Белозерскому, глас 8. Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему: яко да святое твое успение празднующе вопием, радуйся преблаженне Кириле отче наш.
Преподобный Кирил Белозерский с житием. Москва. Начало XV в. Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГРМ. Санкт-Петербург
Преподобный Кирил Белозерский. Русь. Середина XVI века. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль.
Некоторые изменения в уставе Кирилова монастыря
После преставления игумена Кирила устав основанной им обители претерпел некоторые изменения, в частности, это касается монастырской пищи. Согласно келарскому Обиходнику 1655 г. Старца Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г. одним из главных разделов келарского Обиходника является книга Праздничная, то есть устав братской трапезы в праздничные дни. В ней подробно расписано меню на каждый скоромный и постный день. Например, согласно Обиходнику, были четыре сорта праздничных квасов: медвяной; ячменный, смешанный пополам с медвяным; ячменный и ячменный, смешанный с овсяным или ржаным. Примечательно, что медвяной квас подавался на три праздника: Пасху, Успение и память чудотворца Кирила. На двунадесятые праздники участников богослужения в качестве награды за труды посылали пить квас.
Преподобный Кирил Белозерский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Можно сказать, что квасу уделялось особое внимание в Кириловой обители. Даже в Великую субботу, как только заходило солнце, братии давали квас и булочку, «посиления ради телеснаго». Однако, как сказано было ранее, преподобный Кирил в своей обители запретил употреблять медовые напитки. В праздничные дни вместо ржаного хлеба подавался белый. Стоит сказать о меню в Великий пост. В пять суббот поста употреблялась заупокойная пища с рыбой: 1 и 2 субботы - по царю Ивану IV, 3 и 5 - по царевичу Ивану Ивановичу, 4 - по игумену Христофору (был учеником преп. Кирила). Также в первое воскресенье Великого поста была заздравная трапеза с рыбой - за царя.
Послабление в братской трапезе с практикой заупокойных и заздравных трапез, а также с постановлением Стоглавого Собора: «Да в великих же и честных монастырех стригутся князи и бояре и приказные люди великие и немощи или при старости, и дают вкупы великие и села вотчинные по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, и тем за немощь и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении; покоити их по разсуждению ествою и питием, про таких держати квасы сладкие, и черствые, и выкислые - кто какова потребует, и ества тако же, или у них лучится свой покой, или от родителей присылка и о том их не истязати же».
Судьба Кириловой обители после кончины ее основателя
В 1497 году был возведена первая каменная постройка Кирилло-Белозерской обители - собор Успения Пресвятыя Богородицы.
Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря
В 1519 году была построена трапезная церковь Введения во храм Богородицы.
Церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы с трапезной палатой
В середине XVII в. в монастыре было 19 престолов. По описи на 1621 год в обители было 186 монахов. Обитель росла, богатела, и постепенно стала крупнейшим церковным землевладельцем. За монастырем числилось более шестисот деревень, что, кстати, также противоречило первоначальным заветам преподобного Кирила, который отказывался от принятия в дар земельных владений.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предотечи Кирилло-Белозерского монастыря
Как и другие обители русского севера, Кирилова являлась местом заточения церковных и светских деятелей разных периодов. Здесь находились в заключении Вассиан Патрикеев, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. И. Мстиславский, Б. И. Морозов, князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын).
После своего извержения из сана в 1667 году в Кириллов монастырь был заключен бывший патриарх Никон. Однако жизнь Никона в монастыре нельзя назвать стесненной, он имел полную свободу в передвижении по территории обители и в пределах земель принадлежащих монастырю, царь регулярно присылал ему самые разные дары: шубы, вино, дорогостоящие продукты питания. Какого-то серьезного надсмотра над изверженным патриархом не было. У него нередко бывали гости, а в окрестностях монастыря Никон воздвиг несколько крестов, посвященных самому себе и своим «подвигам». Ныне в музее монастыря хранится трон, который был сделан по заказу Никона. На его ручке имеется надпись, вырезанная самим мятежным патриархом: «Сей трон Никона пострадавшего за святую Церковь».
В 1600 году вокруг монастырских сооружений была построена первая крепостная каменная стена с 8 башнями. На территории обители находилось 9 каменных храмов. Кельи и хозяйственные постройки были деревянными. Смутное время Кирилов монастырь пережил относительно благополучно. В 1654-1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, сохранившиеся до наших дней. В Петровское время экономическое значение монастыря стало падать. В 1764 указом Екатерины II Кирилова обитель была лишена крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы был образован город Кириллов. С приходом к власти большевиков игумен обители был расстрелян, а сам монастырь был упразднен. Наиболее ценные иконы были вывезены из монастыря в музеи Москвы и Ленинграда. Была вывезена и уникальная монастырская библиотека. Среди вывезенных книжных трудов - наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.
Дореволюционная фотография Кирилло-Белозерского монастыря. Автор С. М. Прокудин-Горский
В 1924 году в разоренном монастыре был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Это событие в какой-то мере позволило избежать сноса монастырских сооружений, который в то время в стране проходил повсеместно. В музее была развернута реставрационная деятельность, были привезены памятники деревянного зодчества из окрестных деревень. С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В 1997 году часть территории монастыря была передана Вологодскому епархиальному управлению. В 1998 году зарегистрирован Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллов Вологодской области РПЦ МП. Сейчас музей и монастырь РПЦ делят территории обители между собой на две части. В церкви преподобного Кирила под спудом находятся мощи преподобного Кирила Белозерского.
http://ruvera.ru/articles/igumen_zemli_belozerskoiy