Владимир Пастухов: прививка от тоталитаризма не сработала, а значит, нужны табакерка и шарфик

Oct 15, 2015 00:09



Фото http://polit.ru/article/2013/04/22/constitution/

28 сентября Полит.ру опубликовал интервью с Владимиром Пастуховым, доктором политических наук, профессором института St. Antony College Оксфордского университета. Этот институт занимается исследованиями в области международных отношений, экономики, политики и регионалистики. Главные сферы его интересов включают Европу, Россию и бывшие республики СССР, Латинскую Америку, Ближний Восток, Африку, Японию, Китай и Юго-Восточную Азию. Стандартный набор.

В интервью Пастухов разъясняет недалеким, чем авторитаризм отличается от тоталитаризма, и рассуждает о неототалитаризме, в который Россия идет семимильными шагами.

«Неототалитаризм, как и тоталитаризм, с моей точки зрения, есть злокачественное перерождение авторитарного государства, происходящее при определенных условиях и в определенный исторический отрезок времени. Главное различие между тоталитарным и авторитарным государством состоит в характере «включенности» населения в «безобразия» -- государственный произвол. В авторитарном государстве «безобразия» творятся при молчаливом согласии, но пассивном неучастии населения, а в тоталитарном государстве «безобразия» творятся при активном и самом действенном участии масс».

Таким образом, легитимная (то бишь поддержанная населением) власть есть признак тоталитаризма. И степень тоталитарности определяется степенью поддержки народа. «Безобразия» (или государственный произвол, то есть вмешательство государства в жизнь страны) творятся в любом государстве, которое развивается, а не стоит на месте. В этом случае любое государство, в котором твердая внутренняя и внешняя политика пользуется поддержкой народа, может быть объявлено тоталитарным. Прекрасная логика. Все развивающиеся государства - однозначно тоталитарны. Независимые - вдвойне. В этой логике благо - остановить развитие.

Итак, господин Пастухов ставит диагноз:
«Есть аффективное состояние общества, которое является необходимым признаком любого тоталитарного режима. И, конечно, есть тотальная милитаризация сознания и культ всеобщей мобилизации на борьбу с врагом - неважно с каким, будь он хоть партизан, хоть пармезан».

Если бы в Советском Союзе «культ мобилизации на борьбу с врагом» во время Великой Отечественной войны не захватил все население, где бы сейчас жил господин Пастухов? В гетто. В лучшем случае. А вернее всего, не жил бы вовсе. При этом надо быть честными - если бы народно-освободительное движение на юго-востоке Украины, да и у нас, достигло такой точки, в которой ее, по мнению господина Пастухова, можно назвать «культом», то бандеровцами давно бы уже не воняло на Украине. Так что у страха глаза велики, как говорится. А почему велики? А вот почему: «прививка от тоталитаризма, которая была сделана русскому обществу во время Перестройки, оказалась не очень эффективной, и оно снова заболело».

Сейчас это называют ресоветизацией. Когда журналистка напомнила господину Пастухову о том, что свобод сейчас, что называется, немеряно, одна свобода слова чего стоит (неужели бы было возможно Эхо Москвы при тоталитаризме?). Пастухов, не моргнув глазом, отвечает: «а мы еще не приехали». То есть он рисует картины, которых нет, но которые очень хочется увидеть.

При этом, по мнению господина Пастухова, положение настолько тухлое, что выход из неототалитаризма, в который мы еще не приехали, - только радикальное усекновение:
«Все ограничители власти в России - не внутри, а снаружи, и они хорошо известны: табакерка и шарфик. К сожалению, ничего другого пока на ум не приходит»… Намек понятен? В прямом и переносном смысле.

В конце Пастухов достаточно четко обрисовывает, какие формы примет освобожденное от «тоталитаризма» всех и всяческих ограничителей, то есть от государства и культурных рамок, общество:
«Эренбург в свое время сказал, что «мыслящий слой» человечества очень тонкий. А под ним обширные слои инстинктов и комплексов. Соскрести мыслящий слой легко, и тогда из подсознания вырвется такое, о существовании чего мы даже не подозревали. В общем и целом человечеству несколько миллионов лет, и эти несколько миллионов лет формировалось наше подсознание. А гуманизму в его изысканной форме от силы тысяча лет. И это несопоставимые по мощи силы. Цивилизации достаточно расслабиться на секунду, и она будет без остатка сметена никогда не дремлющим варварством».

Вы передумали строить рай на земле? Тогда добро пожаловать в ад.

Пастухов, тоталитаризм, Россия

Previous post Next post
Up