3 октября в нашем клубе прошло заседание, посвященное теме: «Россия: настоящее и образы будущего». Заседание было совместным, к нам приехал военно-исторический клуб «Третий Рим» из города Фрязино. Целью заседания мы определили поиск точек соприкосновения различных патриотических сил в рамках тех концепций будущего страны, которых мы придерживаемся.
Сначала, согласно правилам нашего клуба, мы дали слово уважаемым гостям.
С очень интересным докладом выступил руководитель клуба «Третий Рим» Балыко Тимофей Александрович. Он коснулся темы раскола православного сообщества в XX веке в России, изложил его предпосылки, историю, рассказал о восстановлении единства с момента подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата в 2007 году. Тимофей Александрович привел немало фактов, описывающих глубинную суть противоречий между РПЦ и РПЦЗ, которые были отмечены членами нашего клуба как весьма полезные для прояснения специфики этой непростой части истории нашей страны для светской аудитории. Докладчик также высказал мысль о том, что основой для сборки патриотических православных сил могла бы стать идея служения и жертвенности во имя Отечества. Здесь необходимо отметить, что, говоря об основе сборки, докладчик указал те черты, которые лежат в ядре так называемой «русскости», и они, безусловно, могут быть включены в такую платформу для объединения. При этом нам очень важно оговорить, каков должен быть образ Родины, под идею служения которой могло бы произойти такое объединение. Потому что именно коренные различия в этих образах и отношению к ним стали камнем преткновения в прошлом веке.
Второй докладчик несколько отклонился от темы клуба, его доклад касался, скорее, прикладных аспектов, которые имеет смысл обсуждать после обсуждения концептуальных вопросов, а потому мы пока пропустим вперед главные темы.
Третий докладчик, Анатолий Степанович Миронов, председатель профсоюзного объединения «РКК-Наука», представил доклад с предложением разработки модели проекта будущего для России с участием научного сообщества. Доклад вызвал жаркую дискуссию по вопросу проект-субъектных отношений. В конце концов участники пришли к выводу, что субъект неотделим от проекта и не может отдавать его на аутсорсинг, как сейчас принято делать со многими программами развития, которые разрабатываются аналитическими центрами по заказу госструктур. Исторический проект чужими мозгами не создается. А вот научное сообщество, в свою очередь, вполне может влиться в субъект, внося свой неоценимый вклад в разработку, и, что самое важное, в реализацию такого проекта. Ведь мы же понимаем, что субъект - это та сверхплотная структура, которая не только проект создает, но реализует его. При этом, как мы понимаем, вопрос ответственности за реализацию проекта и за страну в данном случае ключевой.
Кроме того, была поднята тема идейного наполнения проекта, поскольку очевидно, что разработка проекта не исчерпывается его технической стадией. Проект создается под идею. Для России такая идея всегда была мессианской. Российская империя собиралась под идею третьего Рима. Советский проект, если говорить в христианской терминологии, под идею построения рая на земле, под идею нового гуманизма, которая должна была подхватить падающее человечество после того, как от гуманизма очевидным образом отказался западный проект «Модерн» (о котором нам подробно рассказал четвертый докладчик). К сожалению, оба проекта устроения нашего государства оказались несостоятельными, причем именно потому, что в обоих случаях на определенном этапе сначала Российская империя, а затем Советский Союз отказались от мессианства и центральной, метафизической составляющей исторического проекта, после чего их постиг печальный итог. И сейчас Россия стоит на пороге нового витка истории, осмысливая крайне непростую действительность и определяясь, куда и как идти.
Мы понимаем, что для того, чтобы наметить контуры такого проекта, мы должны четко обозначить, где мы находимся сейчас, для чего нам требуется понятийный аппарат. Новизна текущей ситуации в мире делает марксистский понятийный аппарат недостаточным для такого описания. Такой аппарат, текущую действительности и возможный путь для России, приемлемый для разных патриотических сил, мы договорились обсудить на следующей встрече, потому что в этот раз трех часов нам не хватило, чтобы в полной мере провести такое обсуждение.