Расшифровка лекции А.А. Волкова "Бахтин как предтеча постмодернизма". Видео можно посмотреть
тут.
Начало текста,
часть 1,
часть 2,
часть 3.
Часть 4:
Значит, получается, первое: разрыв между верой человека и его интеллектом.
Отсюда столкновение науки и религии при всем при том, что вся религия строится на основании… вся богословская система строится на основании не просто строгого… формального доказательства!
А, собственно, эстетическая часть… Вот возьмем архитектуру. Что такое готический храм? Это Дионисий Ареопагит. Это восхождение души к Богу. Но понты логические. Понты как отсечение категорий, которые не могут быть свойственны Богу. Бог не мог же гневаться, он же совершенный, высшее благо, правда? Бог, там, не может иметь рук и ног. В руки твои, Господи, предаю дух мой. Какая у Бога рука? Значит, это отсекается. Не могут быть руки у Бога.
В конце концов отсекается по Дионисию Ареопагиту (текст в конце V - в начале VI века)… отсекается даже такое понятие как благо, как красота. И человек в молитвенном… ну в молитве, в безмолвной уже молитве, исихаст читает знаменитую вот эту молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», да? Он уже перестает молиться словами, он уже молится мыслью, и в какой-то момент экстаза он прямо соединяется с энергиями божества.
Вот этот замечательный текст Дионисия Ареопагита был связан в представлениях Западной Европы с Дионисием Сен Дени, который был, соответствующим образом, просветителем Франции. Дионисий Ареопагит - он тоже «Дени» по-французски («Дионисий» - по-гречески, по-латыни), да? И вот автором соответствующего текста, подписанным как бы Дионисием Ареопагитом, хотя этот текст где-то V-VI века. Как бы представляется некое одно лицо. И вот отсюда возникает готическая архитектура. Готическая архитектура - это восхождение мысли уже к Богу. Не души, как на Востоке, а мысли восхождение к Богу. И поэтому структура готического храма, зеркальное отражение правой и левой сторон, повторы на разных уровнях храма, прозрачность готического храма, структура которого видна снаружи, и такая же структура внутри.
И сама по себе картинка поднимающегося выше, идея… у Нотр-Дама вверху терновый венец Господа находится, как известно. Вот туда вот всё, мысль поднимается, но эта мысль в логической форме.
Когда мы все это дело себе представляем и обращаемся к нашей культуре… К чему я это… Я сейчас буду об этом рассказывать… Это связано с социалистическим реализмом. Наша культура строится на божественной литургии. Божественна литургия… вот если кто не ходит в храм, наверное, многие из вас в храм не ходят. Не ходите? Напрасно. Напрасно. Когда я говорю, что русский значит православный, я не шучу. Ну так вот, с чего все начинается? Старый церковно-славянский язык - это язык, который понимает не просто русский боярин, а вообще любой русский по существу дела. А в XII веке или XI - в особенности.
Сейчас-то, понятное дело, разошлись. Церковно-славянский язык изменился, русский язык изменился, вот они разошлись, вот был Ломоносов и всё такое прочее. Что представляет собой божественная литургия? Вот если вы придёте в Нотр-Дам ту же самую, вы увидите, эта литургия продолжается 20 минут. Ну, позвенели в колокольчик, что-то такое там покрутили, все очень хорошо, очень мило, так сказать, и достойно. У нас литургия продолжается ну, вообще-то говоря, 1,5 часа в реальности, а на самом деле по церковному уставу она… богослужение суточное продолжается больше суток. Она не умещается в сутки, на самом деле. Но, правда, никто этому полному уставу никогда не следовал... Потому что больше суток. И не следуют. Но она продолжается по крайней мере 1,5 часа. И вот за эти полтора часа, в поэтической форме, потому что все православные песнопения - это переведённые с греческого на сконструированный на его основе церковно-славянский язык высочайшая греческая поэзия.
Святой Григорий Богослов, как и Роман Сладкопевец, извините, были величайшими поэтами своего и не только своего, а и любого другого времени. Как скажем, Иоанн Дамаскин с его канонами, например, тоже. Там, пасхальный канон.
Эти вот эти вот произведения… В этих произведениях, которые имеют поэтическую форму, они вставляются как бы в целое произведение божественной литургии, в её текст, который формально с литературной точки зрения представляет собой трагедию Эсхила. Центр трагедии - это столкновение в человеке, вот как это у Эсхила бывает, божественного закона и закона человеческого.
Вот понимаете, я не могу, скажем, но это уже не Эсхил, правда… Я не могу не похоронить брата, хотя брат мой является изменником Родины. И я иду на смертную казнь, потому что я должна похоронить брата, потому что в этом божественная правда. Арес должен убить свою мать, не потому что он такой нехороший. Он и говорит, вообще-то говоря: «Да, моя мать достойна смерти, но из этого не следует, что я должен быть её палачом». Но постольку поскольку он царь, его обязанность - для своей страны (для Микен в данном случае) устроить правильную жизнь, жизнь по божественному закону. И понятное дело, что в результате этого столкновения… А Ареса как-то все получше кончается… Но трагедия приводит к гибели героя. Здесь у нас, понятное дело, эта проблема разрешается, воскресает Господь, и мы все воскресаем вместе с ним, - этим кончается, собственно, божественная литургия. Но дело-то в том, что в самом… когда мы читаем или слушаем сам по себе текст божественной литургии православной, мы в этом тексте видим историю всех семи Вселенских Соборов, то есть историю полемики на этих семи Вселенских Соборах.
Заметьте, форма эстетическая, форма этическая и форма интеллектуальная, которые сливаются в один текст. Что это значит, и почему история Вселенских Соборов. Дело в том, что история собственно христианского православного богословия сложилась вследствие одного принципа, который был сформулирован Василием Великим, это принцип называется tantum quantum по-латыни - «постольку поскольку». Поскольку Бог стал человеком, и человек должен стать богом. Вот это главный принцип, на котором основано всё христианское мышление. Человек - зверь, которому… Да, человек - зверь, которому повелено стать богом. Это тоже святой Василий Великий.
Теперь вопрос. Как бы первый вопрос. А Иисус Христос - он кто? Он человек или он не человек? Он же сын, значит, произведен от Бога, правда? А раз он произведен от бога, значит, он тварь, он, может, раньше веков сотворен, но он сотворен. Так как как же, соединяясь с Иисусом Христом, мы соединимся с Богом, если он сам не Бог? Вот возникает учение об ипостаси, о сущности ипостаси, и оно соответствующим образом логически разрабатывается. Я перебегаю через несколько Соборов…
Мужской голос из зала: Христос - это любовь любовей. А потом уже бог богов, не наоборот.
А.А. Волков: Ну, это ересь. Называется арианская ересь. Так, хорошо. Дальше.
Значит, личность человека - это что такое? Личность человека, ваша личность, связана с вашей волей? У вас есть естественная воля, правда? Ваша личность тесно связана с вашей волей, воля определяется личностью, верно? Отлично. Но если личность определяется волей, то Иисус Христос - и Бог, и человек. Значит, в нем две воли и две личности.
Но постольку поскольку человек не может соединиться с Богом непосредственно, он, понятное дело, тогда соединяется с человеческой личностью Иисуса Христа, со Христом-человеком. А как спастись? Как уподобиться Богу в таком случае, если мы с ним не соединяемся? И разрабатывается учение о том, что, бывает, личность не есть воля. Все просто. Вот воля бывает как воля «proairesis», и бывает воля как «gnomi», два понятия воли. Это святой Максим Исповедник. В чем заключается, так сказать, вся сущность этой проблемы? Вот вам приходится сидеть сейчас на лекции, правда? Но многие из вас хотят чего-то иного одновременно, правда? Ну правда, что делать. Значит, у вас есть такая воля - сидеть на лекции, и есть воля - выпить кофе. Верно?
Значит, в человеке может быть не одна воля. Однако что-то вас побуждает выбрать эту волю. Это разумная воля, которая по-гречески называется «gnomi». У вас много «воль», но вот эта воля «gnomi» и есть та самая воля, которая характеризует вашу личность. Вы можете её утратить (это ваши проблемы), о ней забыть и превратить себя, извините, в животное, когда ваши, так сказать, разного рода такие животные побуждения определяют ваше бытие.
Но по мере того, как вы уподобляетесь Богу и двигаетесь к нему, в вас вырабатывается и осознаётся вот эта воля, которая называется «gnomi». То есть воля выбора. Выбора на основе вашей любви к Богу. И любви Бога к вам.
Соответствующим образом, личность человека - это не есть его непосредственная естественная так называемая воля, это есть воля разумная, которая и делает выбор. И поэтому Иисус Христос - одна личность, и вот эта воля человеческая в нем… Это называется синергия на самом деле. Синергия - это термин православного богословия, а совсем не физики. И вот эти вот две воли в нем соединяются, то есть человеческая воля Христа никоим образом не противоречит, она соединяется с волей Бога. Поэтому по-человечески Господь может алкать, может страдать, может жалеть своего друга, может говорить «да минует меня чаша сия», но эта человеческая воля… но в конце он говорит: «да будет воля Твоя, а не моя».
Вот это и есть моменты, которые, собственно, мы видим в [гимне] «Единородный Сыне», например. Замечательный, императором Юстинианом написанный текст. Вот другие тексты, которые включены в состав божественной литургии. Они все отображают столкновение противоречий (диалектику), выработку неких новых понятий в результате этого столкновения противоречий, как понятия «gnomi», правда? И, соответствующим образом, нормализацию использования этих понятий в системе. Русскому человеку… почему я говорю о том, что… придете - потом поверите в Бога. Ничего с вами не случится. Походите в церковь - и в Бога поверите. Все спокойно. Только напрягаться не надо.
Ну так вот, уважаемые коллеги. Вот получается выработка соответствующих категорий. Выработка образа человека. И все это производится в виде вот этого высокохудожественного текста. И всякий русский мужик и всякая русская баба, которая стоит вот так вот в церкви… в течение тысячелетия, простите, русский мужик и русская баба там стоят. Они эти вещи усваивают, для них нет разделения… У нас в России, вообще-то говоря, [об] этике написали во 2-ой половине XIX века и то очень глупо - я имею ввиду Соловьёва).
Понимаете, вот нет у нас этики как таковой. У нас всё это включается в… Художественная составляющая, нравственная составляющая, интеллектуальная составляющая - это все одно. Это все тот же самый текст, то же самое исповедование веры Христовой - оно бывает просто исповедованием, а бывает бытовым исповедованием веры. Для русского человека не должно быть в его жизни противоречий.
Есть понятие синергии. И поэтому вопрос о том, надевать женщине джинсы в храм или нет, всем понятно. Даже любому, так сказать, дураку понятно, что ну какая разница - раньше мужчинам в штанах запрещали ходить в храм в IV веке. Всем. Штаны были варварской одеждой, и христианин не мог ходить в штанах в храм, - ходили без штанов. (Смех в зале). Да. Ну в хитоне ходили, что такого особенного. Ну ерунда это все. Главное дело-то что - этим человек исповедует. В частности, и этим.
Понимаете, вот какая получается картинка-то. Вопрос не в том, сколько я белков, жиров и углеводов съел в пост. Пост - дело мистическое, а не химическое. А в том, что я исповедую веру этим постом. И вся жизнь русского человека… Поэтому он - цельная личность… И вся жизнь его есть исповедование его мировоззрения. Что-нибудь близкое видите ? (Указывает на надпись «Авангард 2» на доске).
Почему? Потому что социалистический реализм включает в себя сторону художественную, сторону этическую, сторону интеллектуальную. Он требует положительного героя, так? Эта самая художественная литература… а риторика начисто запрещается еще в конце 20-х годов, вот та самая риторика, которой я занимаюсь. Почему? А вот есть художественная литература, которая формирует человека вот в этой единораздельности, в этой троице.
Соответствующим образом, вот эту статью [В.И.] Ленина «Партийная организация и партийная литература» трактуют самым широким образом, но трактуют в том смысле, что советский человек должен быть цельной личностью. И поэтому я в анкете писал… в общем, я никогда против власти не был, в партии меня никогда не было. Я ни в какую партию не вступал, даже в коммунистическую. Я просто кошка, которая ходит сама по себе. У меня такой нрав. Но, тем не менее, я писал в анкете: «Делу партии Ленина предан, политически грамотен, скромен в быту».
Женский голос из зала: Морально устойчив.
А.А. Волков: Да, морально… Сначала писали «морально устойчив», потом стали писать «скромен в быту». Вот вам замечательный сюжет, связанный с этой идеологией. И понятное дело, что эту идеологическую систему не мог сделать человек, который закончил заочный юридический факультет. Её мог сделать только человек, который закончил Тифлисскую духовную семинарию.
Что такое образование, коллеги? Образование часто путают с эрудицией. Я знаю одного замечательного приятеля, он «физтеховец», который всего Гумилёва знал наизусть. Я до сих пор Гумилёва не знаю наизусть, два стихотворения, три, может быть, знаю. А он всего Гумилева наизусть знает, боже сохрани. У него была голова как компьютер, поэтому он помнил даты, цифры, авторов, много читал, знал гораздо больше меня. Но штука в том, что все его знание (гуманитарное знание) представляло собой некую кучу, такой агломерат. Это он знает, и то он знает, и Манна он читал, про волшебную гору он знает, и так далее и тому подобное. Все это образует некую кучу такого большого-большого-большого состава знаний. Он мог ежеминутно, как говорится, извлекать квадратный корень, все это прекрасно. Замечательно. Но образованным человеком он не был, он был образован в физике, это да, физический институт давал ему систематическое физическое образование. Понятное дело, что на лекциях по истории партии и прочим вещам… ну вот, бывает, некоторые умеют спать с открытыми глазами, да? Ну вот он умел спать с открытыми глазами. Сидит, делает понимающий вид, а сам на самом деле спит - обычное дело для студентов, которые занимались общественно-историческими дисциплинами в течение всего этого времени.
Но тем не менее, образование - это систематика. Это некая иерархически организованная картина мира. И вот когда эта картина мира становится как система в голове человека, вот тогда эта самая картина мира, то есть культура, по существу дела, то есть картина мира, сохраняющая наследие, наследие предшествующих поколений. Их опыт - эта самая культура - и позволяет ему создавать новые идеи, новации. Потому что из кучи, простите, получается только куча, и больше ничего из кучи не получается. Либо куча, либо воспроизведение чего-нибудь прежнего, но с новыми словами.
Далее,
часть 5,
часть 6.