Русская литература - современна как никогда

Sep 16, 2014 23:52

Давно у нас почему-то бытует мнение, что библиотекари, учителя литературы и вообще все те, чья жизнь, так или иначе, связана с книгами, здорово оторваны от действительности и устарели. Сколько раз приходилось слышать снисходительные замечания с оттенком превосходства: ах, эти учительницы, ах, они книжек начитались, ах, они жизни не видели, потому что живут своими стихами и романтическими историями. У них в головах идеальные образы, они учат наших детей тому, что в жизни не пригодится. Кому нужны сейчас Чехов с его «Вишневым садом», все эти не вовремя родившиеся герои, лучи света в темном царстве и тому подобное. Надо учить наших детей не тонкостям не вписавшихся в свое время натур, а жизнелюбию в смысле цепкости, здоровому прагматизму и тому, как стать успешным и уверовать в себя, дабы не потеряться в нашем бурном и не самом совершенном мире.

«Прагматический» подход к обучению можно увидеть в весьма неоднозначном мультфильме Натана Лернера «Чертенок № 13» (1982 г.), вышедшем в период разложения советского общества и внесшим свой вклад в это самое разложение.

В мультфильме Старый Чёрт на уроке, посвященном любви, внушает ученикам: «Люби себя, чихай на всех - и в жизни ждет тебя успех». Плохая идея облечена в хлесткую прилипчивую фразу, альтернатива ей промямлена крайне невнятно.



Диалоги выглядят так:

Учитель: Кого должен любить черт?
Ученица: Нуу, других чертей, наверное!
Учитель: Кол с минусом!…У нас, у чертей, все по-другому! Любить надо себя, себя, и только себя! …Но… мало только любить себя! ЛЮБОВЬ - это любовь к себе плюс полное стопроцентное начхательство на других!

Второй диалог:

Учитель: 57-я… ты сидишь, входит старый черт! Что нужно сделать?
Ученица: Нуу… уступить место?
Учитель: Типичная ошибка интеллигентов! Нужно начхать… и без проблем! Дома должен сидеть старый черт, а не шляться черт знает где!

И третий, заключительный:

Учитель: Ну-с…13-й, кого должен любить… черт?
Чертенок №13: Любии… всеех…
Учитель: Все-е-ех… а как же… ты, будешь жить? … Жить, говорю я, будешь ка-а-ак?!!

Несмотря на то, что чертенок для себя опровергает нехороший постулат, дети, вспоминая этот мультфильм, воспроизводят именно то, чему учил Старый Чёрт. Сначала смеются, потом повторяют, а потом и претворяют в жизнь. А как символично! Черт любит себя, человек любит других. Обращая любовь на себя, человек по сути своей становится… ясно кем. Иначе говоря, открывает входную дверь дьяволу. Где уж тут до ищущих правды героев романов.

Однако, вернемся к литературе. Не так уж она и устарела. Мы просто читать не умеем. Или разучились. Читать не походя, за столом, вытягивая голову через тарелку с горой макарон, а вдумчиво, не отвлекаясь на жевание, с карандашом в руке, возвращаясь и перечитывая задевшее сердце и душу. И не просто читать, а захотеть понять характер народа, его искания, его заблуждения, его чаяния, его пути, и через это себя и свое время. Порой описание слишком пронзительно, безжалостно, как у Достоевского, а увидеть себя не хочется, проще закрыть и сказать, что ничего не понял. Вот тут и возникает вопрос о том, что или кто уходит от действительности, литература или тот, кто ее читает. Великие писатели - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов очень много рассказали о человеке и будущем человечества, надо просто набраться мужества, чтобы принять сказанное. К сожалению, многие сейчас не хотят этого, заслоняются от слишком неприятной, а порой и страшной правды, но без соединения с правдой не выкарабкаться оттуда, куда нас засасывает безисторическое бытие.

Максим Горький указывал, что «...цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...»

О прямой связи литературы и текущей действительности здесь

истина, поиск, литература

Previous post Next post
Up