Саудиты-США: рост напряженности

May 18, 2016 09:26



Фото: http://ren.tv/novosti/2016-04-21/smi-baraku-obame-okazali-prenebrezhitelnyy-priem-v-saudovskoy-aravii

Вчера агентство Bloomberg сообщило, что 16 мая Казначейство США впервые за 40 лет опубликовало размер американского долга перед Саудовской Аравией, ссылаясь на закон о свободе информации.
Он составляет 116,8 млрд. долларов. С января размер долга снизился на 6%.



Фото: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-05-16/u-s-discloses-saudi-arabia-s-treasuries-holdings-for-first-time

Вместе с тем, The New York Times в прошлом месяце опубликовала сообщение о том, что саудиты собирались продать американские активы на сумму до $750 млрд., если Конгресс проведет закон, позволяющий привлечь монархию к ответственности в американских судах за любую роль в нападении террористов на ВТЦ 11 сентября 2001 года.

При этом общая сумма долговых обязательств США перед иностранными государствами увеличилась на 0,8 процента и составила $6,29 трлн.

США впервые обнародовали данные по внешним инвестициям в облигации казначейства в 1974 году. С тех пор Казначейство придерживалось политики неразглашения размера владений саудитов и показывало консолидированные данные всех 14 стран-членов ОПЕК, включая Кувейт, Нигерию и ОАЭ. Совокупный размер владений группы в феврале составил $281 млрд. (по сравнению с $298,4 млрд. в июле 2015 г.). Для остальных владельцев казначейских облигаций, а их более ста, США ежемесячно публиковали расшифровки заимствований.
В прошлый раз специальное решение о раскрытии информации было принято в 1973 году после нефтяного кризиса, который был вызван эмбарго, введенным арабами против США и Западной Европы после 18-дневной войны Судного дня.

Позднее на протяжении многих лет администрация президента США предоставляла королевской семье Саудовской Аравии концессии в качестве обеспечения стратегического партнерства, а в обмен на это последние предоставляли доступ к своим нефтяным запасам. Кстати, именно с того времени в США стал набирать силу специфический консалтинговый бизнес, которым занимались бывшие госчиновники, нашедшие себе применение в аналитических центрах. Один из самых успешных деятелей на этом поле - Генри Киссинджер, который именно в тот сложный период - с 1973 по 1977 год - занимал пост госсекретаря США. О его особых консультационных отношениях с саудитами подробно написал в газете The New York Times в 1986 году Лесли Гелб, будущий президент Совета по международным отношениям. Он так охарактеризовал предпосылки для зарождения консультационного бизнеса при правительстве США: «корпорации начали искать людей, которые могли бы, с одной стороны, предупреждать их о катастрофах, а с другой - извлекать выгоду из нефтедолларов, находящихся в руках стран-производителей нефти». Речь шла не только об американских, но прежде всего, о ближневосточных компаниях.

Напомню, Генри Киссинджер - это также одна из ключевых фигур в консервативном «нефтяном» аналитическом центре США - Центре стратегических и международных исследований.

Вопрос вклада саудитов в казначейские облигации сейчас приобретает все большее значение по мере того, как монархия сталкивается с серьезными проблемами в результате исполнения договоренности с США о снижении цен на нефть (бюджет Саудовской Аравии на 2016 год заложен с дефицитом в $87 млрд.) и больших расходов на войну на Ближнем Востоке. (Справедливости ради стоит сказать, что политика принесла успех - некоторые страны Латинской Америки уже заявляют в вхождении в преддефолтное состояние, что повлекло за собой политические волнения).

В прошлом году Саудовская Аравия спалила 16% своего резервного фонда для того, чтобы залатать дыру в бюджете, которая впервые достигла таких больших размеров за последние четверть века, о чем сообщил Центробанк страны. Все эти признаки могут поколебать положение Саудовской Аравии на мировом рынке облигаций. Напомню, сложное финансовое положение страны уже вынудило ее пойти на объявление IPO главной нефтедобывающей государственной компании Aramco.

Ниже приведена таблица с расшифровкой владений стран-членов-ОПЕК, опубликованная Bloomberg:


Учитывая чувствительный размер вклада саудитов, неудивительно, что после их очередного заявления о предстоящем выводе средств из казначейских облигаций президент США 21 апреля помчался в Эр-Рияд, однако был встречен более чем прохладно (см. фото в начале поста).

Снятие США санкций с Ирана привело к возвращению на нефтяном рынок мощного игрока, который уже начал диктовать свои правила и портить жизнь Саудовской Аравии. Так, Иран не стал входить в соглашение о снижении объема добычи нефти, которое обсуждалось недавно странами ОПЕК, заявив, что приступит к подобным соглашениям только после возврата своей доли на рынке. В результате Саудовская Аравия в одностороннем порядке сорвала переговоры, мотивировав это тем, что без Ирана они не имеют смысла.

Одновременно саудиты агрессивно работают на захват новых рынков, в том числе в Восточной Европе, отнимая их у России, при этом безжалостно демпингуя. Показательный пример - Польша. По мнению некоторых западных аналитиков, это делается для того, чтобы закрепить за собой потенциальных клиентов, которые после снятия санкций вполне могли отойти в зону влияния Ирана.

И пока предпосылок для разрядки напряженности не чувствуется.

США, нефть, Саудовская Аравия, Иран, санкции

Previous post Next post
Up