Рескрипт де Рибасу
Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань, купно с купеческою пристанью.
Повелев нашему Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору, открыть тамо свободный вход купеческим судам, как наших подданных, так и чужестранных держав, коим силою трактов с империей нашей существующих, можно плавать по Черному морю, устроение сей Мы возлагаем на вас и всемилостивейше повелеваем вам быть главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский, в вашей команде состоящий, впредь главное расположение свое иметь будет; работы же производить под надзиранием генерала графа Суворова-Рымникского, коему поручены от Нас все строения укреплений и военных заведений в той стране. Придав в пособие вам инженерного подполковника Деволана, коего представленный план пристани и города Гаджибея, утвердив, повелеваем приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению оного в действие.
На первый раз употребите на сие те 26.000 рублей, которые по донесению вашему от 1-го мая сохранили вы по ненужности еще в найме вольных для флотилии греческих матросов, присовокупляя к ним и те, кои впредь вам сберечь можно будет. А дабы еще облегчить вас в сем деле по возможности, позволили Мы заимствовать для насыпа гавани материалы, назначенные по генеральному о укреплениях тамошних предположению, ради сооружения в будущем 1798 году в Очакове блокфорта, с тем чтобы таковые же материалы были к вышеозначенному времени заготовлены вновь.
Для перевозки оных в Гаджибей, можете брать суда из гребного флота, из которого и служителей к производству поведенных работ употребляйте, без изнурения их однако же излишними трудами, производя по вашему рассмотрению плату заработных денег. По прочим же надобностям вашим имеете вы во всем относиться к помянутому генералу графу Суворову-Рымникскому и требовать его наставлений, как в самом производстве работ, так и в пособии на оные деньгами, могущими оставаться, по хозяйственному его распоряжению, от сумм вообще для крепостных строений отпускаемых, для чего и отчеты в издержках ему представлять имеете. Мы надеемся, что вы не токмо приведете в исполнение сие благое предположение наше, но что ведая, колико процветающая торговля спошествует благоденствию народному и обогащению государства, потщитеся, дабы созидаемый вами город, представлял торгующим не токмо безопасное от непогод пристанище, но защиту, ободрение, покровительство и, словом, все зависящее от вас в делах их пособия: чрез что, без сомнения, как торговля наша в тех местах процветает, так и город сей наполнится жителями в скором времени. Пребываем к вам впрочем Императорскою Нашею милостью всегда благосклонны
ЕКАТЕРИНА.
Дан в Царском Селе Мая 27-го дня 1794 года.
__________________________________
Как раньше отмечали день рождения Одессы
27 мая (7 июня по новому стилю) 1794 года Екатерина II издала рескрипт (правовой документ) об основании нового портового города на месте Хаджибея. Спустя три месяца 22 августа (2 сентября по новому стилю) в торжественной обстановке после молебна и освящения строительных площадок были заложены церкви Святого Николая на будущей Соборной площади и церковь Святой Екатерины на будущей Екатерининской площади. Кроме того, была проведена первая борозда под фундаменты городских построек, в том числе большого и малого мола для гавани, гребных суден, верфей и двух пристаней с набережными.
С этого дня город начал строиться и развиваться. Естественно, о праздновании Дня рождения речи пока не шло. Впервые о том, что надо отмечать день рождения города, заговорили в 1849 году.
Именно тогда жители Одессы обратились к Преосвященному Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому с просьбой о проведении Крестного хода в честь основания Одессы. Архиепископ получил разрешение на проведение шествия, и 22 августа жители и гости города провели крестный ход, обойдя все святыни. Эта дата была выбрана не случайно, ведь именно в этот день 55 лет назад провели освящение и закладку первых городских строений.
С тех пор крестный ход совершался ежегодно вплоть до 1894 года.
- В 1894 году, накануне празднования столетнего юбилея Одессы, разгорелась горячая полемика о том, когда же нужно праздновать день основания города, - рассказывает заместитель директора по научной работе Одесского историко-краеведческого музея Юрий Слюсарь. - Предлагалось две даты празднования - 27 мая и 22 августа. В то время градоначальником Одессы был Павел Зеленой. Он обратил внимание на то, что 22 августа традиционно совершался крестный ход, и этот день всегда был выходным. А 27 мая - обычный рабочий день. По его мнению, этот праздник должен быть общегородским, а следовательно, его нужно проводить в выходной день. Дума учла аргументацию и основные празднования были назначены именно на 22 августа. То есть на 2 сентября по новому стилю.
Первый юбилей Одессы в 1894 году отметили со всей помпезностью. Было составлено две программы празднования: церковная и светская. Празднования длились два дня - 21 и 22 августа.
В Санкт-Петербурге в честь юбилея Одессы был издан специальный выпуск журнала «Всемирная иллюстрация». Вот как там описывалось празднование столетия Одессы:
«Всюду чувствовалось необычайное оживление, главные улицы были изящно декорированы. Площадь возле Городской Думы, утопая в зелени, пестрела флагами и гербами. По всему городу двигались непрерывные толпы народа».
На праздник было приглашено много именитых гостей: почетные жители города, бывшие градоначальники, министры и прочие высокопоставленные особы. Всем им были разосланы приглашения и программы празднования. Два дня во всех церквях проводились праздничные Божественные литургии. В зале городской думы было устроено публичное чтение «Одесса накануне столетия». Для одесситов и гостей города в театрах демонстрировались различные бесплатные представления.
А вечером начинались народные гуляния. Михайловская, Александровская площади, Куликово поле, Дерибасовский и Дюковский сады, а также Большой Фонтан заполнялся народом. В этот же день проводились бесплатные представления в городских театрах.
Именно во время празднований был заложен памятник Екатерине II. Место закладки окропили святой водой, заложили металлические пластины с текстом о времени и обстоятельствах сооружения памятника.
______________________________
Екатерининская площадь
В самом начале существования города в центре нынешней Екатерининской площади была заложена церковь во имя святой великомученицы Екатерины. В те времена над морским обрывом были сосредоточены многочисленные воинские казармы, для которых церковь должна была служить гарнизонной. Однако отсутствие средств помешало достроить церковь, и ее разобрали в 1821 году. Казармы перенесли в другое место, а в районе приморских склонов началось строительство элитных особняков. Площадь за памятником Дюку стали называть Екатерининской, в единичных случаях в архивных документах ее именовали Дюковской или Елисаветской. В центре площади был разбит уютный сквер, огороженный ажурной решеткой.
В сентябре 1873 года, когда был сооружен водопровод, и в Одессу пришла днестровская вода, торжественно открыли фонтан на Соборной площади. По решению городских властей уже в марте 1874 года были обустроены фонтаны в лучших одесских скверах, в том числе и на Екатерининской площади. Фонтан Екатерининской площади был незатейливым, состоял из трех круглых чаш, поднятых на высоту, откуда вода сливалась в круглый бассейн. Верхнюю самую малую чашу поддерживала небольшая скульптура, едва различимая на сохранившихся фотографиях и гравюрах. Эта же или похожая скульптура украшает по сей день фонтан в Пале-Рояле. Фотография фонтана на Екатерининской площади в числе многих одесских достопримечательностей попала в объектив работавшего в Одессе в 1860 - 1870-х годах маститого фотографа из Парижа, Жюля Рауля, позднее - на ранние открытки Одессы.
Фонтан служил украшением площади 26 лет, но все эти годы муссировался вопрос о строительстве на Екатерининской площади памятника Екатерине II. Еще в 1865 году автор «Одесской старины» писал: «Надобно надеяться, что одесские жители когда-нибудь вспомнят о Екатерине Великой, давшей им приют на гостеприимном море, и в этом изящном садике поставят хотя бы небольшой памятник основательнице города и приобретательнице Новороссийского края».
Закладка памятника была осуществлена в год 100-летнего юбилея Одессы, фотография макета памятника попала в монументальное издание одесского городского управления «Одесса. 1794 - 1894». Однако, только 6 мая 1900 году на Екатерининской площади был установлен памятник Екатерине II и ее сподвижникам - основателям города. Памятник был сооружен по конкурсному проекту архитектора Ю.М. Дмитренко, фигуры самой Императрицы, князя Г.А. Потемкина-Таврического, И.М. Дерибаса, графа П.А. Зубова и Ф.П. Деволана были выполнены академиком М. Поповым и отлиты в бронзе в мастерской скульптора Б.В. Эдуардса. Круглый памятник отлично вписывался в треугольную по форме площадь, составленную зданиями замечательной архитектуры. Причем, до начала ХХ века улица Екатерининская начиналась от Приморского (Николаевского) бульвара, т.е. ее первыми номерами были полукруглые дома, окружающие памятник Дюку. Екатерининская площадь в это время собственной нумерации не имела и представляла собой красивый сквер с памятником. Позднее городская дума изменила такую нумерацию и дома, окружающие площадь, приобрели прописку по Екатерининской площади, а улица стала начинаться там, где площадь заканчивалась.
Памятник основателям Одессы простоял всего лишь 20 лет, после окончательного установления советской власти в Одессе его демонтировали. Голова Императрицы и фигуры сподвижников как объекты, представляющие художественную ценность, были отправлены в музей, где благополучно сохранились до начала XXI века. 7 февраля1921 года, в годовщину окончательного установления советской власти в Одессе, на оставшийся пустым постамент памятника торжественно водрузили бетонный бюст Карла Маркса работы молодого скульптора Макса Гельмана и архитектора М. Шехтмана. Екатерининская площадь, сквер и улица стали называться именем Карла Маркса. Через несколько лет «голову» заменили на фигуру Карла Маркса в полный рост, которую, по свидетельствам очевидцев, при сильном порыве ветра снесло с пьедестала. Постамент памятника простоял еще много лет. На него водружали, например, символ труда - серп и молот - около 1930-го года. В конце 1930-х годов проводился конкурс (объявлен 10 октября 1937 г.) на новый памятник Карлу Марксу, в которых победил проект скульптора, профессора Г.С. Теннера и архитекторов К.Б. Корченова, А.С. Назарец и В.Л. Фельдштейна. Принятый к осуществлению проект был размещен в журнале «Архiтектура Радянськоi Украiни», № 2 за 1940 год. Осуществлению проекта, видимо, помешала война, хотя ни в 1940, ни в 1941 году никаких строительных работ на площади не проводилось.
В годы фашистской оккупации, когда Одесса была столицей Транснистрии, улица Карла Маркса и площадь назывались именем Адольфа Гитлера. После освобождения Одессы Советской Армией вернулись все прежние названия. Постамент Екатерининского памятника снесли, на его месте разбили красивую цветочную клумбу. В год 60-летия восстания на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», 26 июля 1965 года, на площади Карла Маркса соорудили памятник матросам-потемкинцам. Его четырехугольный постамент одесские остряки сразу нарекли «утюгом». (Скульптор В.А. Богданов, архитекторы М.М. Волков и Ю.С. Лапин). Площадь Карла Маркса переименовали в площадь Потемкинцев.
В середине 1990-х годов улицам и площадям Одессы вернули исторические названия, и памятник потемкинцам прописался на Таможенной площади. Летом 2007 года по инициативе семьи одесского предпринимателя Руслана Тарпана и Оксаны Шишовской и на выделенные ими средства памятник потемкинцам был аккуратно демонтирован и установлен на Таможенной площади в сквере против входа в порт. А на Екатерининской площади усилиями все той же семьи меценатов и помогавших им одесситов был воссоздан памятник основателям Одессы. Архитектор В. Глазырин и скульпторы Н. Олейник и О. Черноиванов заново создали постамент и фигуру Императрицы, а сохранившиеся фигуры сподвижников Екатерины II заняли свои места у ее ног.