Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят, то вы вероятно строите своё государство на чужой территории.
«Одесса - это уязвимое место Украины. Под одним боком Приднестровье, под другим - Крым. России очень нужны эти территории, поскольку что будет в Одессе - то же будет в стране. К сожалению, у нас мало кто это понимает. Если говорить о реванше, то в городе он уже произошел. Тихий, ползучий - на уровне местной власти. Что с этим делать? Не знаю. Надо спрашивать президента. Но очевидно: в Одессе нужно создавать альтернативные украинские центры. Там должно быть что-то вроде Киево-Могилянской академии или Украинского католического университета. Потому что в Одессе сейчас нет украинской структуры, которая может противодействовать сепаратизму», - львовский историк профессор Украинского католического университета Ярослав Грицак для журнала «Країна».
«Еще в городе есть очень опасная ядовитая составляющая - порт. Это рассадник коррупции. Это украинское Чикаго в худшем его понимании. Во все этом поражает, что мы - украинцы - реагируем, когда улицы переименовывают, хотя за последние месяцы там были более опасные процессы. В Одессе почти нет тех, кто действительно хочет менять Украину. Они оказались ненужными ни местной, ни киевской власти. Улицы - это легкая зубная боль, в сравнении с раком, который разъедает Одессу», - приходит к выводу Грицак.
Стыдно за профессора. Малообразованный он какой-то. Есть в Одессе украинская структура. Есть. Ее тут вполне успешно создавала советская власть. Как пример - сюжет 1945 года полностью на украинском языке. И подарок высокой гостье Клементине Черчиль особенный - вышиванка!
Click to view
А недовольство портом простительно. Что может судить про порт человек, предков которого до недавнего времени (до присоединения Западной Украины к УССР) пускали в город только по базарным дням?... Плюс порт этот построен на москальськи гроши...
Русское правительство приискивало в это время на северном берегу Черного моря место для военного и торгового порта.
Первоначально предполагалось избрать для этого Очаков или Кинбурн, но Де-Рибас и его помощник, инженерный подполковник Франц Павлович Де-Волан, были иного мнения. Они полагали, что для такого порта Хаджибей гораздо более подходящее место: здесь и море глубокое, и судоходство может продолжаться чуть ли не круглый год; отсюда же подкрепления действующему флоту в военное время, если понадобится, легко выслать; если построить молл, то суда здесь будут иметь полную защиту и от западных, и от восточных, и от северо-восточных ветров.
На составленое в таком смысле донесение в Петербург последовало Высочайшее одобрение Императрицы Екатерины II, которая повелев Де-Рибасу, при помощи Де-Волана, заняться устройством гавани, отпустила, при том, из казны для этой цели 26.000 рублей.
Повеление это обнародовано в Указе от 27 мая 1794 г.; в нем же Де-Рибас назначался начальником будущей гавани, а Хаджибею предписывалось "быть городом".
Одессой Хаджибей стали называть вскоре после издания указа, и стали называть его так потому, что когда-то, давным давно, верстах в 45 к востоку от Хаджибея, на оконечности левого берега Тилигульского лимана, находилось древнее греческое селение Ордессос или Одиссос. Рассказыват также, объясняя происхожденгие названия для нашего города, что 6 января 1ё795 года на придворном балу кто-то предложил Императрице Екатерине ІІ дать Хаджибею иное название в память древнего греческого селения Одиссос, и что Императрица на это ответила: "пусть же Хаджибей носит древне-греческое название, но в женском роде: короче и яснее - назвать его "Одесса".
По составленому инженером Де-Воланом плану город должен был занять крутой берег между Военной и Карантинной балками; пространство же между новой крепостью (ее начали строить в 1793 году) и Пересыпью отведено под устройство порта. На портовые сооружения Императрица, по ходатайству генера-фельдцехмейстера графа Платона Александровича Зубова, ассигновала без малого два миллиона рублей.