Джордж и тайны Вселенной

Sep 09, 2018 14:16



История 1: Идём в библиотеку, Антон и Егор устраивают гонки на тротуаре, уезжают далеко вперёд, и переходят дорогу без родителей. Догоняем, я строгим голосом говорю: "Дети, придётся вас наказать". - "Эх, - вздыхает Антон, - наверное, мне не дадут взять в библиотеке "Джордж и ледяной спутник".
Тоже мне наказание. Мне бы и в голову не пришло.

История 2:
Я была в таком восторге от "научных сказок" Н. Горькавого, что купила всю серию, а "Электрический дракон" даже два раза: видно, боялась, что у меня её нет))


Дала лишнюю Антону в поездку к бабушке со словами "прочитаешь и там оставишь". Каково же было моё удивление, когда он вернулся с ней, непрочитанной, и дома никак не мог дочитать. Подошла полюбопытствовать. Открыла:
Однажды промозглой петроградской осенью в мастерскую к известному художнику Борису Кустодиеву зашли два молодых человека.
- Извините, что принимаю вас лёжа, - сказал художник. - Больная спина, приходится рисовать в кровати.
- Мы пришли заказать наш портрет, - смело сказал один, постарше, держащий в руке трубку. - Почему вы рисуете только известных людей? Нарисуйте нас. Мы молоды, но непременно станем знаменитыми в будущем!
Кустодиев рисовал не только лица - он рисовал характеры. И молодые люди ему понравились - именно своим характером.
- Хорошо, - сказал он. - Чем вы будете расплачиваться за портрет?
Времена были революционные, голодные - и, когда портрет был готов, молодые люди принесли в качестве платы мешок пшена и петуха.
Кустодиев, смеясь, взял плату - и сказал:
- Только не подведите, вы пообещали стать знаменитыми. Нельзя же чтобы на моих портретах были безвестные и скучные люди.
- Не подведём! - заверили его молодые люди.

Вижу кислое выражение на лице Антона:
- Неинтересно?
- Не очень...
- А про Джорджа интереснее?
- Конечно!

Это стало последней каплей и я отправилась читать про Джорджа с твёрдым намерением понять, что же в ней такого есть, чего нет в сказках Горькавого (напомню, что приведён отрывок из "Сказки о двух нобелевских лауреатах и сверхтекучей жидкости").
Прочитала.
Мои впечатления сложились на первых трёх страницах и не менялись по ходу повествования: текст очень слабый.
Мне не очень хочется раскладывать по полочкам, но там есть всё, в чём обвиняют слабые тексты: шаблонность, картонность, нелогичность поступков персонажей, провисающий сюжет.

Как-то совсем уж без симпатии выписаны родители Джорджа, которые стремились вести "простую и чистую жизнь".
Всё было устроено так, чтобы Джордж воспитывался как можно ближе к природе и как можно дальше от ядовитых веществ, искусственных пищевых добавок, радиации и прочих вредных явлений. Но вот беда: избавившись от всего, что могло бы повредить Джорджу, родители заодно убрали из его жизни много чего приятного и интересного. Может, маме с папой и нравилось водить хороводы вокруг майского дерева, участвовать в маршах протеста против загрязнения окружающей среды и самим печь хлеб из собственноручно намолотой муки, но Джорджа всё это ни капельки не радовало. Он бы лучше покатался в парке на аттракционах, поиграл в компьютерную игру или вообще полетел бы на самолёте куда-нибудь далеко-далеко.

Постоянно подчёркивается, насколько невкусно готовит мама: пирожки с чечевицей, кекс из брюссельской капусты и т.д.
В понедельник на большой перемене Джордж сидел в школьной столовой. Он достал коробку с обедом и обречённо заглянул в неё. Вот бы там были разноцветные чипсы, или шоколадки, или шипучий апельсиновый напиток, как у других ребят! Вместо этого в коробке оказался бутерброд со шпинатом, крутое яйцо, пара булочек с брокколи и яблочный сок, выжатый мамой вручную. Джордж откусил бутерброд и вздохнул. Ну когда же родители поймут, что он тоже, как и они, хочет спасти нашу планету, - но по-своему?

Вам тоже интересно, как это - по-своему? А никак! Не написано там, чем занимаются учёные для спасения нашей планеты, кроме того, что ищут в космосе другую планету, пригодную для жизни. Они только дискутируют, что же лучше: продолжать поиски другой планеты или спасать нашу. Тут вступает Джордж и говорит: так надо ж и то и другое. О, вот и славно! - отвечают учёные. Мы продолжаем, значит, поиски в космосе, а спасать планету будут чокнутые природозащитники вроде твоих родителей, Джордж. Мы же друг без друга не можем.
Непонятно, зачем нужно было оглуплять природозащитников. Есть какое-то противостояние между научным миром и экологами? Даже я понимаю, что обвинять в загрязнении природы научно-технический прогресс всё равно, что обвинять Макдоналдс в собственном лишнем весе.

В общем, легко понять, чем понравилась книга Антону: самые яркие герои постоянно жуют чипсы (а то на Вселенную смотреть неинтересно), обладают сверхмощным компьютером и не пекут булочки из чечевицы. Сам он сказал, что ему понравился мощный компьютер и путешествия по Вселенной. С последним соглашусь: лучшие страницы написаны о космосе. Это априори плюс и большая фора, т.к. редко кого может не заворожить Вселенная. Звёзды, туманности, кометы, чёрные дыры, искривление пространства и времени -бесконечность и величие Вселенной завораживают.
Но это не зависит от художественных достоинств книги, скорее вопреки. Меня в детстве так же завораживал учебник астрономии для 11 класса. А научно-популярные сведения представлены в любой современной энциклопедии, уже с поправкой о том, что Плутон - карликовая планета.
Кроме того, вышеупомянутые сведения очень неважно вплетены в текст повествования и большей частью располагаются на вклейках и таблицах. Если читаешь, прерывать диалог неудобно, дочитываешь главу, пропуская "научное". Ну а потом уже неохота возвращаться. Кстати, не знаю, возвращался ли Антон к вклейкам и таблицам с цифрами и данными, может быть и нет, и тогда познавательная ценность данного материала вообще приближается к нулю.

Что касается восторженных отзывов типа "мой ребёнок дотоле не читал, а от этой книги не мог оторваться", то это объяснимо: неискушенному читателю всё это в новинку, приключения, ах, злодей, ах, чёрная дыра.

В руках авторов был великолепный материал и все козыри. Про приключения в космосе любят читать все, а кто не любит, согласится на научно-популярную составляющую, и мало-мальски толковый писатель мог бы сделать из этого бомбу. Так уныло всё подать ещё нужно постараться.

Антон, Хокинг, чтение, космос, что читаем

Previous post Next post
Up