ЖЕСТОКОСТЬ, СОВЕРШЕННАЯ С СЕРГЕЕМ ФИЛИНОМ - ТЕМА ПЕРЕДАЧИ «ПУСТЬ ГОВОРЯТ»
17 января было совершено покушение на Сергея Филина - художественного руководителя балета Большого театра. Неизвестный злоумышленник плеснул в лицо Сергею Филину серной кислотой. Пострадавший получил серьезные ожоги лица и глаз. Сейчас врачи борются за зрение и лицо артиста.
Сотрудники полиции рассматривают в качестве основной версии нападения на Сергея Филина версию, связанную с его профессиональной деятельностью. Таким образом, попытка ослепить и изуродовать артиста была подготовлена кем-то из людей, имеющих отношение к Большому театру.
Этому шокирующему событию была посвящена одна из передач «Пусть говорят» с Андреем Малаховым.
Click to view
Приведем некоторые высказывания гостей передачи.
Анастасия Волочкова, балерина: «Большой театр - это большая клоака, где за роли, за продвижение по служебной лестнице артисты готовы на многие интриги, но эти внутритворческие конфликты никогда раньше не выливались в такие трагедии. … Я никогда не могла предположить, что какие-то конфликты и разбирательства могут происходить в такой жестокой форме.»
Ирина Мирошниченко, актриса: «Да, интриги в театре существуют. Об этом писал еще Булгаков. Но раньше никому и в голову не могло прийти, что может произойти подобное. Мы вступаем в какое-то очень страшное время, когда можно таким способом сводить счеты.»
Екатерина Лиепа, балерина: «Всегда в театрах существует огромная конкуренция как между артистами, так и у дирекции. Но нас всех поразило то, какими методами в АКАДЕМИЧЕСКОМ театре происходят «разборки». А ведь мы говорим о том, что театр несет культуру. До чего же, значит, докатилось наше общество…»
Итак, мы видим, что гости передачи с недоумением отмечают явное противоречие несовместимых, казалось бы, явлений: несмотря на то, что люди искусства несут обществу культуру, именно они совершают такую жестокую расправу над тем, кто стоит у них на пути. Участники передачи считают, что эта жестокость характеризует именно нашу эпоху в отличие от предыдущих времен.
О роли культуры я уже писала в своих предыдущих статьях. Она заключается в ограничении естественной для человека неприязни к ближнему, поэтому она призвана прививать обществу сострадание, любовь и ценность человеческой жизни. В этой связи совершенно понятна шокирующая реакция гостей передачи на то, что жестокость произошла именно в театральной среде.
ЖЕСТОКОСТЬ, СОВЕРШЕННАЯ С СЕРГЕЕМ ФИЛИНОМ - РАСТУЩАЯ НЕПРИЯЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ
Что такое жестокость как психологическое явление и каковы его причины?
Жестокость по отношению к другому человеку представляет собой крайнюю степень проявления такого психического свойства, как неприязнь к ближнему - исходное состояние человечества, которое оно в процессе своего развития все больше и больше преодолевает.
В числе других проявлений неприязни можно назвать, например, желание использовать другого человека в своих интересах, стремление ощущать его ниже, хуже себя (реализуемое через критиканство, обиды). Сознание всегда обслуживает наши неосознанные потребности, стремясь объяснить их логичными доводами. Поэтому для рационализации неприязни оно также подбирает ухищренные аргументы. Мы с удовлетворением отмечаем чужие недостатки, недочеты, недовыполненные обязательства. Нам кажется, будто наша критика оправдана. Но при этом мы не отдаем себе отчета в том намерении, ради которого мы высказываем свои критические замечания. Мы часто критиканствуем ради получения удовлетворения от осознания несовершенства других людей и своего превосходства над ними.
Также и с ощущением обид. Когда мы чувствуем обиды по отношению к людям, думая, будто они нам что-то не додали, мы, на самом деле, просто испытываем неприязнь, нашедшую себе подходящий объект. Ведь человек задуман Природой как тот, кто улучшает действительность вокруг себя, поэтому, согласно природному замыслу, он должен активно устранять существующие в мире несовершенства, а не пассивно обижаться на них.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что современное общество характеризуется очень высокой степенью неприязни. В статье Яны Польовой «Почему тебе не нравится этот тип на самом деле» очень хорошо показано, как бессознательно мы стремимся найти объект нашей неприязни:
http://polyova.livejournal.com/tag/%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D0%B7%D0%BD%D1%8C.
Поскольку роль культуры заключается в ограничении естественной для человека неприязни к ближнему, образованные и культурные люди позволяют себе меньшее проявление неприязни: обычно они выражают ее только вербально, не физически. Так почему же сегодня культура не справляется с возложенной на нее ролью? Почему сегодня неприязнь в обществе усилилась настолько, что даже в культурной среде она выражается в форме жестоких расправ?
Дело в том, что развитие человечества обеспечивается такой закономерностью психики, как постоянное увеличение желаний. Поскольку человек обладает не только бессознательным, но и сознанием (необходимым для реализации его неосознательных потребностей), он ощущает не только свои увеличивающиеся стремления, но и растущие желания других людей. Поэтому оборотной стороной развития человечества (наук, технологий и т. п.) является усиление неприязни к другим людям. А значит, в современном обществе чувство неприязни намного сильнее, чем в предыдущие эпохи. И если раньше культура сдерживала его, то сегодня она уже не справляется со своей ролью.
Итак, одной из причин, объясняющей шокирующее сочетание «жестокости» и «культуры» в нашу эпоху, является рост неприязни в обществе.
ЖЕСТОКОСТЬ, СОВЕРШЕННАЯ С СЕРГЕЕМ ФИЛИНОМ - ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
Раскроем здесь еще одну причину неспособности сегодняшней культуры ограничивать неприязнь в обществе.
Согласно
системно-векторной психологии, мера, создавшая культуру - зрительная мера - является внешней частью квартели информации. Внутренней же ее частью является звуковая мера. Звуковая мера характеризуется поиском смысла, скрытого за всей физической действительностью нашего материального мира, за всеми нашими физическими жизнями. Поэтому именно через эту меру мы двигаемся в направлении замысла Природы - реализации человеком свободы воли.
Системно-векторная психология выделяет четыре исторические фазы развития: мышечную, анальную, кожную и уретральную. (О них можно прочитать в
этой статье.) В анальную эпоху звуковая мера связывает нас нематериальным аспектом действительности через идеи - замыслы для воплощения в реальность, поэтому человечество реализует свою свободу воли через создание и претворение идей изменения мира. Тем самым в течение всей этой фазы человечество совершенствует все сферы, связанные с идеями: науку, религию, философию. Созданные звуковой мерой идеи гуманизма пронизывали более частные идеи. И на протяжении всего этого времени люди ощущали смысл жизни, наполняя себя идеями: социальными, религиозными, научными, философскими.
Однако по закону увеличения удовлетворенных реализованных желаний постепенно идеи перестали ощущаться как значимые цели, как скрытые смыслы, соединяющие нас с нематериальным аспектом мира. Сегодняшнее поколение звуковиков не находит глобального смысла ни в одном виде деятельности, связанной с идеями. Часто это приводит их к депрессии, бездействию, выводу о бессмысленности жизни и даже к суициду.
Именно это разочарование в значимости идей и ознаменовало переход человечества к кожной фазе развития. Запад вступил в эту новую эпоху после Второй мировой войны, а наша страна - в начале 90-х годов.
Какое же влияние оказало это разочарование в идеях на культуру?
Нужно сказать, что внешняя часть квартели информации всегда следует за внутренней ее частью. Раньше культура выражала идеи гуманизма, создавая моральные и нравственные нормы, ограничивающие естественное для человека проявление неприязни. А сегодня, в кожную фазу, «растерянность» звуковой меры дезориентирует зрительную меру. Обесценивание идей вызывает у людей ощущение, будто нравственные ориентиры, как и любые другие идеи, также могут быть подвергнуты сомнению и заменены на какие-то новые, более современные представления.
ЖЕСТОКОСТЬ, СОВЕРШЕННАЯ С СЕРГЕЕМ ФИЛИНОМ - ЧТО ЖЕ НАС ЖДЕТ В БУДУЩЕМ: ЖЕСТОКОСТЬ ИЛИ ЕЕ УСТРАНЕНИЕ?
Учитывая заданный Природой принцип развития человека, можно сказать, что разочарование культурой свидетельствует о готовности человечества к достижению новых уровней звуковой и зрительной мер. Хотя культура сыграла такую огромную роль, что ее трудно переоценить, она является всего лишь промежуточным этапом развития. Настолько же, насколько нравственный закон выше и сильнее юридического закона, еще более высокие достижения скрыты в потенциале человека: его способность жить по замыслу Природы без ограничения какими-либо законами.
Новый уровень развития человека будет связан с ощущением себя частью человечества, а не индивидуальной личностью. На следующем этапе человек будет осознавать глубинную связь своих психических свойств с историческим процессом через заданную Природой роль. Более того, он будет понимать, как развить и реализовать психические свойства своих воспитанников (детей, учеников) в соответствии с замыслом Природы.
Как мы сегодня воспринимаем происходящие события, связанные с поступками людей? Как добро и как зло, сосуществующие в нашем мире. Воспринимаем ли мы точно также разные состояния фруктов: спелые, недозревшие, гнилые? Нет, их мы не считаем за добрые и злые проявления нашего мира. Мы просто знаем, как надо с ними обращаться, для того чтобы они могли приносить пользу: не срывать раньше времени, не хранить слишком долго и т. п. Мы понимаем, что по природному замыслу все фрукты предназначены быть вкусными и полезными.
Законы неживой, растительной и животной природы достаточно хорошо изучены. Все мы понимаем достижения современной математики, физики, биологии, медицины. А вот психические свойства человека, также как и их закономерности были изучены совсем недавно. Выявила их системно-векторная психология - наука, создание которой оказалось возможным вследствие научных открытий З. Фрейда, В. Ганзена, В. Толкачева и Ю. Бурлана.
Благодаря найденным психическим свойствам стало понятным, для чего именно, согласно замыслу Природы, каждый человек нужен в историческом процессе развития. Системно-векторной психологией изучены также искаженные состояния психических свойств и их искаженная реализация в обществе. Эта наука показывает, как на основе набора тех или иных психических свойств под воздействием разных факторов формируются разные жизненные сценарии: например, путь садиста, убийцы и путь развитого реализованного в обществе человека. Обладая знаниями об этих закономерностях, мы узнаем, как задать положительный жизненный сценарий. Таким образом, новая наука о свойствах человеческой психики позволяет менять к лучшему жизнь общества.
Для того чтобы овладеть этим важным знанием, лучше всего посетить
видео тренинги по психологии, именно эта форма наиболее удобна и эффективна.
Чебаевская Ольга. Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Все иллюстрации найдены в Интернете.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ
"Жизнь Пи" Янна Мартела - жизнь тигра в опасности! Проблема одиночества. Один-но-от-чего?