Что такое любовь между мужчиной и женщиной? Является ли это чувство вершиной возможного наслаждения в паре?
Очевидно, что уровень отношений между мужчиной и женщиной связан с уровнем их развития. А значит - данный вопрос должен рассматриваться во взаимосвязи с проблемой истории развития человечества. Можем ли мы знать, какие переживания во взаимоотношениях «мужчина - женщина» были характерны для людей той или иной исторической эпохи?
Согласно системно-векторной психологии, мыслями и поступками людей управляют их бессознательные потребности. Человеку даны желания и возможность их удовлетворить. Однако любое реализованное желание имеет способность увеличиваться, поэтому со временем полученный результат перестает устраивать человека. Этот принцип постоянного роста удовлетворенного желания и обусловливает развитие как отдельного человека, так и всего человечества. Подробнее о данном вопросе можно прочитать в
этой статье.
Системно-векторная психология выделяет восемь типов желаний (векторов) человека. Стремясь удовлетворить эти типы потребностей, человек совершенствует и самого себя, и мир вокруг.
Первым из возникших типов потребностей явился кожный вектор, характеризующийся желанием к разделению внутреннего и внешнего. К внутреннему, отграниченному от внешнего, можно отнести самого человека - в противопоставление остальным людям. Поэтому люди с кожным вектором с их способностью к такому разграничению хорошо понимают пользу для себя, отграничивая ее от выгоды остальной реальности. Это желание человека к разделению внутренних и внешних интересов обеспечивает рациональность его действий, ограничивающую затраты лишних ресурсов: сил, времени, материальных продуктов и т. п. Поэтому не случайно Природа наделила людей таким типом потребностей.
Каким же образом этот тип желания обусловил первую ступень в развитии человека?
Как известно, человек отличается от животного наличием сознания: он разделяет мир на внешнее и внутреннее, за счет чего и осознает весь окружающий его мир внутри самого себя. И создает этот шаг в становлении человека именно кожная мера через ее стремление к разграничению внутреннего и внешнего.
А поскольку человек приобрел внутри себя это «отражение» внешнего мира, он начал осознавать других людей, а также - их ощущения. Поэтому человек понял, что другие люди похожи на него, а значит - имеют с ним одинаковые потребности. Человек ощутил ближнего как конкурента в удовлетворении своих собственных желаний. Поэтому человек ощутил неприязнь к себе подобному.
Неприязнь к ближнему, характеризующая именно человека в отличие от животного, проявляется, например, в том, что именно человек способен ощутить своего рода наслаждение от чужого горя или неприятности. Он радуется перевесу своей ситуации над чужой, осознавая свое превосходство над другим человеком.
Противоречие своих и чужих потребностей создает угрозу существования общей целостности - стаи, главного гаранта выживания каждого. Поэтому осознание такой опасности вынудило ранних людей с кожным вектором создать первые простейшие законы, регламентирующие удовлетворение желаний, а значит - и ограничивающие выражение взаимной неприязни.
Как же повлиял на отношения мужчины и женщины этот первый уровень развития ранних людей, отделивший их от животных?
Осознание человеком своего партнера позволило ему ощущать не только свое желание и его удовлетворение, но также и аналогичные переживания партнера. Поэтому по сравнению со спариванием животных половой акт ранних людей стал новым уровнем ощущений в отношениях между полами. Однако случка ранних людей сближала их с животными в том, что она происходила исключительно с целью деторождения, не становясь еще особой формой близости между мужчиной и женщиной.
Как было сказано выше, развитие человечества обеспечивается ростом его желаний, неудовлетворенностью уже достигнутыми результатами. А, поскольку человек осознает ближнего, он ощущает не только свои возросшие стремления, но и увеличенные потребности других людей. Поэтому вместе с увеличением желаний растет и природная неприязнь человека к ближнему.
Поскольку желания первичны, а закон - вторичен, в какой-то момент способ ограничения неприязни с помощью закона перестает справляться с постоянно растущей неприязнью людей.
И тогда требуется новое средство ограничения. Но если не закон с его наказаниями, то что же еще может остановить человека от естественного желания ближнему плохого, а себе - хорошего? Поскольку в отличие от животного человек осознает не только свои ощущения, но и состояния окружающих его людей, ограничением его неприязни могло бы стать сострадание.
И тогда начинают появляться люди со зрительным вектором - новым типом желания, характеризующимся потребностью в сильных эмоциональных переживаниях и возможностью их реализовывать за счет наличия у них особенно большой эмоциональной амплитуды. Именно эти люди и раскрывали свой чувственный потенциал через сопереживание ближнему.
На первый взгляд могло бы показаться странным, что первичная эмоция зрительных людей (страх за свою жизнь) постепенно развилась у них в способность к состраданию - чувству, противоположному как страху за самого себя, так и естественной неприязни к ближнему. Но история человечества - это история совершенствования человека, а принцип любого развития как раз и заключается в постоянном переходе в свою противоположность.
Именно из этого чувства сопереживания и развивается культура с ее ограничениями через нравственность и мораль. Такой нравственный запрет еще сильнее, чем закон, поскольку человек поступает не просто исходя из знаний о том, что можно, а что нельзя. Он еще и глубоко в душе понимает правильность этих знаний. Например, он ощущает, что для другого человека его жизнь так же ценна, как для него ценна его собственная жизнь, и из глубокого убеждения ценности жизни он уже не сможет лишить другого человека жизни, даже если ему это выгодно.
Люди со зрительным вектором создают культуру, нарабатывая для всего человечества эти вторичные ограничения естественной неприязни. Идеи гуманизма в форме норм нравственности, морали получили выражение в самых разных видах искусства.
Как же этот новый уровень развития человека повлиял на отношения между мужчиной и женщиной? Что привнесли в них люди со зрительным вектором - те, кто были способны на сильнейшие эмоциональные переживания?
Помимо физического влечения к партнеру такие люди стали испытывать еще и эмоциональное переживание от общения с ним. Постепенно это ощущение переходило в эмоциональную связь с партнером - в чувство влюбленности, а затем и любви. Это психическое переживание подкреплялось физическим влечением, а затем - сексом. Поэтому люди со зрительным вектором начали вступать в половую связь не только с целью рождения детей и физического удовлетворения, а ради яркого ощущения от сочетания физической и эмоциональной близости.
Только люди со зрительным вектором способны устанавливать эмоциональные связи, испытывая чувство влюбленности и любви. Однако для всего человечества они нарабатывают новый тип отношений между мужчиной и женщиной, выводя его на более высокий уровень. Постепенно и для всех остальных людей половой акт приобретает значение секса, интимных отношений. Он осуществляется не только ради продолжения рода и физического удовлетворения, но и ради психо-физического переживания близости с партнером, когда физическое взаимное удовольствие сопровождается психологическим ощущением взаимопонимания, общности взглядов и интересов.
Итак, возникновение зрительной меры произвело два следствия. Во-первых, она ограничила растущую неприязнь в обществе за счет вырабатывания норм морали и нравственности на основе сопереживания человеку. А во-вторых, она создала новый тип отношений между мужским и женским - секс, особую форму близости.
Но, как и все желания, неприязнь непрерывно увеличивается. И, подобно тому, как раньше постоянно растущая неприязнь перестала сдерживаться кожным законом, так теперь она часто становится не подвластной культуре зрительной меры. Ведь обеими мерами неприязнь ограничивается, но не устраняется. А любое ограничение ускоряющегося естественного процесса может быть только временным.
Сознание всегда обслуживает наши неосознанные желания, стремясь объяснить их логичными доводами. Поэтому для рационализации неприязни оно также подбирает ухищренные аргументы. Мы с удовлетворением отмечаем чужие недостатки, недочеты, недовыполненные обязательства. Нам кажется, будто наша критика оправдана. Но при этом мы не отдаем себе отчета в том намерении, ради которого мы высказываем свои критические замечания. Мы часто критиканствуем ради получения удовлетворения от осознания несовершенства других людей и своего превосходства над ними. И наблюдения над современным обществом показывают, что оно характеризуется очень высокой степенью неприязни.
Но если неприязнь к ближнему является естественным человеческим ощущением, против которого постепенно перестают работать все ограничения (и закон, и культура), то тогда как же возможно справиться с этим состоянием? Возможно ли человеку научиться не испытывать естественного для него чувства неприязни? Поскольку человек развивается в свою противоположность, это представляется вполне реальным.
Но как это осуществить? Важно понимать, с каким желанием человека соотносится его потребность выразить свою неприязнь.
У человека есть, во-первых, не наполненное желание внутри его «я» (например, чувство голода) и, во-вторых, возможность его удовлетворить снаружи, во внешнем мире (например, мамонт, которого можно добыть и съесть). Для того чтобы человек мог развиваться, он должен всегда находиться в неравновесии с окружающей средой. Например, человек намного слабее мамонта, вследствие чего ему приходится самостоятельно увеличивать свою природную силу, придумывая лук, стрелы, копье и т. п. Таким образом, реализация желаний человека, его внутреннего «я» продолжается во внешней реальности, превращаясь в позитивную общественную деятельность.
Внутренне «я» человека с неудовлетворенным желанием также выносится наружу, во внешнюю реальность. Продолжаясь в физическом мире, неудовлетворенное желание становится констатацией необходимых изменений во внешнем мире и обвинением внешнего мира, других людей в том, что они этих важных улучшений не произвели.
На самом же деле наши плохие состояния неудовлетворенности намекают нам на то, что наши бессознательные желания хотят не получения в «я», а продолжения «я» во внешнем мире через позитивный вклад. И только вследствие сокрытия истинной природы человека - его бессознательного - человеку кажется, будто вне его физического «я» находится что-то более второстепенное для его интересов.
Поэтому вывод о том, как научиться не испытывать бессознательную неприязнь к другим, напрашивается сам собой. Важно реализовывать свои желания - основу нашего психического - в виде конструктивных действий, полезных для общества: в профессии, отношениях с людьми и т. п.
Но откуда же человеку может быть известно, что его «я» - это его действие вовне, если эмпирическая реальность говорит об обратном: мое «я» отделено от внешнего мира и находится в противовесе ему. И совершенно закономерно, что человеку кажется, будто самое главное - получить максимум для своего «я», для своей семьи, для своих детей, то есть для всех тех людей, кто воспринимается им связанным с его «я» и отдельным от всего остального мира. Как же тогда человечеству прийти к приоритету внешнего над внутренним?
Поскольку человек развивается за счет устойчивого неравновесия с окружающей средой, можно сказать, что постепенно человечество само создаст себе такие исторические реалии, условия жизни, которые подтолкнут его к дальнейшему развитию - к осознанию сокрытой природы его «я», его настоящих желаний.
Уже на сегодняшний день мы можем сказать, что бессознательное отчасти изучено. Системно-векторная психология выявила законы, позволяющие безошибочно понимать желания человека, его потенциал и возможные жизненные сценарии.
Но кроме внутренней причины - знания наших психических свойств - есть еще и внешние причины, побуждающие нас к осознанию способов достижения счастья.
Такой внешней причиной, которую человечество постепенно создало себе само в результате роста коллективных желаний, послужило вступление в новую историческую эпоху - кожную фазу развития. На Западе она началась после Второй мировой войны, а в нашей стране - в начале 90-х годов. Эта фаза продолжается и по настоящий день.
Наши коллективные желания возросли настолько, что к сегодняшнему дню человечество создало максимум возможностей для удовлетворения желаний, связанных с материальным миром. Можно жить в какой угодно стране, путешествовать по любым странам, исповедовать какую угодно религию, носить любую одежду, прическу, получать любое образование, писать и читать какие угодно книги.
Причем эта фаза потребления проявляется не только в наличии огромного выбора способов получения наслаждения, но и в его доступности каждому отдельному человеку. Поэтому этот процесс сопровождается также и постепенным исчезновением прежних различий. Так, например, стандартизация законов стирает границы между государствами. Активное участие женщины в социальной жизни устраняет традиционное разграничение обязанностей мужчины и женщины. Даже границы между возрастами размываются: постоянное ускорение и усложнение внешнего мира и коллективного психического приводит к тому, что дети начинают адаптировать изменяющуюся реальность намного быстрее, чем более старшие поколения. Например, дети разбираются в компьютерах лучше, чем их родители и могут их этому обучить.
Стирание границ увеличивает возможность получения разных наслаждений абсолютно каждым человеком. Для себя и своей семьи мы стараемся не упустить лучшего во всем: в покупках вещей, в развлечениях, в совершенствовании образования. Нам кажется, что надо получить максимум из всех материальных и интеллектуальных возможностей. Однако стремление к получению только увеличивает это желание к наполнению своего «я», постоянно разжигая неудовлетворенность от жизни. Об этом дискомфортном внутреннем состоянии свидетельствует возросший спрос на услуги психологов и психотерапевтов. Таким образом, несмотря на наличие огромного выбора удовольствие от его реализации маленькое и очень кратковременное.
Как же повлияла эта эпоха потребления на отношения мужчины и женщины?
Сегодня люди не ограничиваются традиционным браком, пробуя счастья в новых формах отношений: сожительстве, гостевом браке, свинге. Стремление не упустить лучшей возможности вызывает мысли о том, будто для большего счастья от жизни нужно поменять или добавить партнера. Диапазон сексуальной приемлемости сегодня практически не ограничен, и возможность новых партнеров обещает новые не изведанные ощущения.
Таким образом, и в отношениях мужчины и женщины, как и в остальных областях, многие люди стремятся максимум потреблять и минимум отдавать, отождествляя наибольшее счастье с получением в свое «я». Все эти потребительские отношения ведут к потере интима в сексе, наработанного нам зрительной мерой. А значит - и к потере удовлетворенности от сексуальных отношений.
Итак, в кожной фазе каждый может реализовать максимум своих потребительских желаний: материальных, интеллектуальных, сексуальных. Но несмотря на их осуществление люди испытывают нехватки, плохие состояния и неудовлетворенность.
К какому же выводу способно подтолкнуть человечество эта максимальная возможность получать и полная неудовлетворенность от этого получения?
Получение никогда не способно удовлетворить человека из-за невозможности запихать в себя всё существующее в мире. А вот отдача совершенно не ограничена, и именно она способна создать ощущение равновесия и гармонии с миром, удовлетворенности и счастья от жизни.
Осознание этих истин способно привести человечество к приоритету внешнего над внутренним, а значит - и к максимальной реализации своего потенциала. А, как было показано выше, чем больше человек реализован, тем меньше его неприязнь к ближнему.
В этом переходе к новому, расширенному восприятию своего «я» основную роль сыграет звуковой вектор, характеризующийся поиском за пределами познанного физического мира, а значит - и отсутствием ценностей, связанных с материальным миром и физическим «я» человека.
Как же этот новый виток развития человечества повлияет на отношения между мужчиной и женщиной?
В будущем звуковики смогут испытать более высокий уровень переживаний, чем эмоциональная любовь зрительников. На основе нового восприятия своего «я», в котором «я» продолжается в решении проблем внешнего мира, звуковики смогут ощущать духовную любовь, духовное родство.
Уже зрительная любовь доставляет особенно сильное и яркое наслаждение от ощущения таких разных аспектов человека, как его физические потребности и эмоциональные желания. Звуковое же чувство духовного родства в отношениях мужчины и женщины позволит ощутить слияние еще более противоположных сил: переживаний физического «я» и духовного «я». Люди даже будут способны влюбляться друг в друга уже на виртуальном этапе общения в Интернете, при отсутствии фотографии, изображения в скайпе, звука голоса. И подобно тому как сегодня у зрительников эмоциональное переживание часто предшествует физическому влечению к партнеру, в будущем у звуковиков виртуальное общение сможет создавать ощущение духовного родства, подкрепляющееся физическим влечением к партнеру уже на этапе переписки по Интернету. И эти виртуальные переживания будут затем успешно реализовываться в обычной физической реальности.
Для людей без звукового вектора звуковики постепенно наработают новый тип отношений между мужчиной и женщиной, в которых физическое влечение будет возможно не только на основе феромонов (при знакомстве в реальной жизни), но и на базе общих ценностей, взглядов и интересов.
Таким образом, чувство любви, эмоциональной близости, которую испытывают сегодня люди с развитым зрительным вектором, не является самым высшим переживанием отношений, на которые в потенциале способен человек.
Итак, мы видим, что растущее желание развивает человека, а совершенствование человека развивает отношения между мужчиной и женщиной, выводя их на новые уровни наслаждений.
Также видно, что одни и те же свойства психики (векторов) обусловливают явления, относящиеся к разным областям науки - истории, социологии и психологии.
Учет таких новых научных фактов, так свойства человеческой психики, способен вывести все науки, связанные с человеком, на новый уровень развития, а также - выявить больше взаимосвязей между разными науками. Поэтому изучение
системно-векторной психологии необходимо для развития гуманитарных наук.
Чебаевская Ольга. Статья написана по материалам тренинга по
системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Все иллюстрации найдены в Интернете.