Никогда не думала, что займусь этой темой. Более того: я всегда выступала за естественность и против фальши, каких бы сфер жизни это не касалось.
Так, мне глубоко претит искусственная «красота», добываемая с помощью виниров, париков, «утиных» губ и прочих махинаций.
Конечно, я с пониманием и сочувствием отношусь к ситуациям, когда люди вынуждены исправлять серьезные дефекты внешности, однако «улучшение» того, что вписывается в нормативную вариабельность, с помощью инвазивных вмешательств и бутафории продолжаю считать проявлением пошлости.
Естественная инволюция внешнего облика, неизбежно происходящая с любым человеком, представляется мне неотъемлемым атрибутом честной жизни, вести которую склонны люди с устойчивой самооценкой. Попытки создать иллюзию пролонгированной молодости всегда казались (и кажутся) мне жалкими и нелепыми.
Примерно такие же представления у меня были относительно предметного мира.
Например, мне никогда не нравились подражания, при которых дешевый отделочный материал прикидывается дорогим, а фальш-окно - реальным проемом.
Между желанием улучшить пространство и обманом я вижу разницу. Так, использование в интерьере зеркал - это честный прием, при котором объект работает на объем, но не выдает себя за другой объект.
И я вовсе не против каминного портала, исполняющего сугубо декоративную роль, если он не претендует на роль отопительного оборудования.
Пожалуй, единственное исключение, сделанное мной из собственных эстетических представлений -
искусственные цветы в прибалтийской квартире. Я и раньше была против того, чтобы цветы из шелка или пластика изображали живые растения, и сейчас, но случай с теми цветами - особый. Если бы не личная история, которая стоит за ними, они никогда бы не заняли место в интерьере.
Изложив принципиальные соображения (возможно, слишком категоричные), перехожу к практической части.
На днях тема бутафории совершенно внезапно возникла в моей жизни в необычном ракурсе.
Дело в том, что среди наших пациентов есть немало тех, у кого в силу различных заболеваний нервной системы произошла частичная или полная утрата повседневных навыков.
Восстановить их до степени, позволяющей пациенту жить самостоятельно, то есть минимально зависеть от родственников и не становиться для них тяжелым обременением, призвана эрготерапия - относительно новое направление в медицине, которое мы активно внедряем в нашу клиническую практику.
Ее отдаленным предшественником можно считать трудотерапию, которая активно применялась в психиатрии на протяжении десятилетий, но эрготерапевтические задачи не совпадают с трудотерапевтическими.
Эрготерапия направлена на восстановление повседневной активности и социально-бытовых навыков во всем их многообразии, от элементарного самообслуживания до способности к планированию продуктивного досуга и эффективной коммуникации.
Чтобы пациент выписался из психоневрологического отделения с возможностью жить «как все», одного медикаментозного и психотерапевтического лечения недостаточно. Необходимо либо восстановить прежние бытовые и социальные навыки, либо сформировать замещающие. Это делается на специальных тренингах, для проведения которых мы задумали превратить один из кабинетов в тренировочное пространство. Его нельзя называть тренировочной квартирой, поскольку пока мы не планируем создавать модели всех традиционных блоков, но упрощенные зоны прихожей, кухни, гостиной и кладовой там будут.
И еще мы хотим оборудовать уголок под названием «минимаркет», чтобы отрабатывать с пациентами, имеющими двигательные и ментальные расстройства, разнообразные житейские навыки.
Понятно, что для реализации задуманного потребуются предметы.
Реквизит тренировочных моделей жилого и нежилого пространств мы планируем собрать как из подлинных предметов, так и из бутафорских.
Поддельными, то есть имитирующими реальные, у нас будут магазинные «товары», а вот посуда, книги, одежда, бытовые приборы и проч. - подлинными.
Для любителей расхламляться этот проект - безграничная возможность пристроить ненужные вещи с пользой.
Я не сомневаюсь, что мы легко соберем значительную часть реквизита, но то, что касается бутафории, требует ваших подсказок.
Начать решено с товаров, имеющих упаковки. Все, что налито в бутылки, уложено в коробки и контейнеры, может быть заменено на иное содержимое. Важно соблюсти весовое соответствие бутафорного предмета реальному, чтобы отработка навыков была полезной, благодаря максимальной реалистичности.
Снимая с полки бутафорскую «бутылку молока», пациент должен испытывать те же ощущения, как если бы он взял реальную.
Для создания реквизита я пропагандирую мой любимый девиз «Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!», заимствованный у
знаменитого мистера Фогга, а коллеги и бюджет меня энергично поддерживают.
Никаких сомнений в том, что мы сумеем создать прекрасную коллекцию повседневных предметов, у меня нет. Если уж я
музей сделала из ничего, то магазин и кухню мы организуем и подавно!
Все, что можно изобразить с помощью картона, мы изобразим.
Например, я уже сделала две пачки «чая», разрезав картон на квадратики нужного размера - теперь они изображают пакетики и весят ровно столько, сколько указано на упаковке.
От настоящего не отличишь (если не задумаешь устроить чаепитие)!
Почему нельзя поставить реальный чай (и остальные продукты), отвечу сразу: потому что в больнице все продукты питания должны проходить через пищеблок и направляться исключительно для организации питания.
Теперь молочные бутылки, коробочки из-под плавленого сыра и прочие упаковки стану носить на работу. А как имитировать овощи, фрукты, фарш, колбасу и другие фасованные товары?
Есть идеи? Главные пожелания к нашей будущей бутафории: не портится, проста в изготовлении, низкая себестоимость, реалистичность внешнего вида и веса.