Как я люблю, когда вы отгадываете загадки! Замысловатый маршрут, который проделывает мысль, раскрывает нам тайны человеческого мышления.
Прежде чем я напишу правильный ответ, разрешите привлечь ваше внимание к некоторым моментам, которые представляются мне любопытными.
Для облегчения разгадывания я сфотографировала альбом на советских газетах, заметив, что все они относятся к разным временным периодам.
Все винтажные газеты я храню в многоуважаемом портфеле, и, готовя загадку, выудила из него наугад несколько экземпляров.
В качестве декорации были использованы газеты «Правда» от 20 августа 1991 года, сохранившаяся из-за сообщения об образовании ГКЧП; «Вечерняя Москва» от 11 ноября 1982 года с некрологом Леониду Брежневу и «Музыкальные кадры» от 5 ноября 1952 года с призывом двигаться «Вперед, к коммунизму!».
Я прямо указала на то, что газеты призваны не только создать исторический фон, но и дать подсказку.
И многие читатели воспользовались этой возможностью, но…
Многие откликнулись на «Вечернюю Москву», а точнее - на смерть генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Именно это известие определило дальнейших ход их мыслей, опровергающих очевидное несоответствие дат: Леонид Ильич скончался спустя почти четверть века после выхода в свет иллюстрированного альбома «Сочи».
Некоторые подумали, что собрание каким-то образом отражает глубокую скорбь партии и советского народа, упомянутые в некрологе.
На самом деле, полезной для отгадывания загадки была только музыкальная газета, и те, кто воспользовались ее неслучайным присутствием, большие умнички.
Самые проницательные даже указали на композитора Антона Рубинштейна, хотя непосредственного отношения к отгадке он не имеет.
Еще один момент, на котором я пыталась сфокусировать ваше внимание - внешний вид публики.
Я упомянула их осанку, одухотворенные лица, сосредоточенность на происходящем.
«Они ловят каждый звук, который раздается!» - после такого наводящего указания просто невозможно думать о…
Впрочем, на многих партийных и профсоюзных собраниях 1950-60-х годов (как и в начале 1990-х) присутствующие действительно ловили каждое слово, а не дремали, как в 1970-е и в 1980-е.
Итак, отгадка!
Ее мы найдем на предыдущей странице.
В Летнем театре. Пятая симфония Чайковского.
Да, друзья, отдыхающие слушают не что иное, как классическую музыку. И не в обработке, облегчающей восприятие и сокращающей время концентрации слухового внимания до пяти-шести минут, а в исходном варианте - с продолжительностью около пятидесяти минут.
Симфонию №5 (между прочим, в четырех частях!) Петр Ильич Чайковский написал в 1888 году вовсе не для того, чтобы ей развлекались под жарким сочинским небом. Она полна скорби и лирики.
Между тем, в те годы повышению культурного уровня граждан уделялось особое внимание. Классическая музыка была частью повседневной жизни, общедоступным явлением, а не уделом избранных - тех, кто готов вслушиваться, вчитываться, вдумываться.
Жалоба на «слишком много букв» не была девизом жизни, хотя и идеализировать советских граждан абсолютно не за что. Наверняка, половина публики сидела в зале, терпеливо ожидая торжественного звучания финальных тактов симфонии. Их мысли витали не вокруг остро диссонирующей гармонии уменьшенного септаккорда, а где-то над буфетной стойкой с лимонадом и мороженым.
Не исключено, что кое-кто с гораздо большим желанием провел бы вечер за бильярдом…
…или в Летнем кинотеатре (ананас к истории не относится; он просто придерживает альбомную страницу).
Все-таки просмотр кинокартины предъявляет менее высокие требования к сосредоточенности, чем прослушивание симфонии.
Но, как бы то ни было, в программу оздоровительного отдыха входила культура, и потому хочешь-не хочешь, а вечерами, кроме танцев и прогулок под луной, отдыхающих подкарауливали читальные залы и классическая музыка.
А что? Мне такой досуг нравится. А вам?