Узнав, что в Монтенегро нет Старбакса и Макдональдса, моя подружка спросила: «Ну хоть ИКЕА-то у них есть?».
В ее голосе слышалась надежда с оттенком последнего шанса, который она давала розничной торговле этой солнечной страны, и этот оттенок вынудил меня сказать «да».
В представлении многих жителей крупных городов наличие американских ресторанов быстрого питания типа Макдональдса и гипермаркетов скандинавской компании ИКЕА является показателем причастности к цивилизации. Их отсутствие, напротив, приравнивается к неопровержимым доказательствам принадлежности населенного пункта к глухой провинции.
На самом деле, это заблуждение.
Например, в очень цивилизованной Калининградской области ИКЕА никогда не было, но жители приобретали все, что хотели, либо в Польше (там ИКЕА была и есть), в которую многие ездили как на дачу, либо через посредников, которые, в свою очередь, ездили в Польшу как на дачу. Собственно, и сейчас там ничего не изменилось.
Когда ИКЕА, много лет успешно торговавшая в России, была вынуждена приостановить свою деятельность, ее преданные покупатели были искренне опечалены. Уходила она нехотя,
но достойно.
Признаюсь,
я тоже слегка огорчилась, узнав эту новость, и хоть дальнейшие события показали, что без ИКЕА можно совершенно спокойно обойтись, я была бы рада ее возвращению в том виде, к которому мы привыкли.
У огромных торговых залов ИКЕА было одно замечательное достоинство - возможность воочию увидеть готовый интерьер и, побыв внутри этого интерьера, без труда воспроизвести его целиком или частично. Для этого надо было лишь купить элементы, представленные на подиуме, и повторить готовый, профессионально продуманный, дизайн.
Уют и практичность под ключ - наверно, так можно назвать это достоинство.
Выбирать все то же самое по каталогу - совсем другое дело.
Дистанционный способ покупки не идет ни в какое сравнение с возможностью пооткрывать все ящички и дверцы, посидеть на своем будущем диване в окружении милых интерьерных мелочей и примерить на себя обстановку гостиной, спальни или кухни.
Гарантированное качество, простота самостоятельной сборки, стилистическая согласованность, доступные цены и принцип открытой архитектуры, позволяющий дополнять и достраивать ранее купленные предметы мебели - все это, безусловно, очень важно и ценно, но многие ездили в торговые комплексы ИКЕА не столько за покупками, сколько за вдохновением.
Ощутить вкус комфортной жизни и убедиться, что для ее создания не требуются миллионы - это так вдохновляюще!
Иногда демонстрационные комнаты побуждали домашних мастеров браться за инструменты или ускоряли расхламление, рациональную организацию домашнего пространства и начало ремонтных работ.
Корпорация объединяла потребителей разных стран, и выражение «стиль икеи» не требовало никаких пояснений: в воображении моментально возникал светлый и лаконичный образ.
И тефтели в ее буфете были вкусными…
Сейчас у нас сохранился ограниченный доступ к икеевским товарам, но временно нет возможности побывать внутри хорошо знакомой обстановки, и потому мы считаем, что теперь у нас ИКЕА нет.
Ерунда, что мы лишились товаров (они доступны на маркетплейсах, но с наценкой и некоторыми сложностями доставки), но жаль, что исчез источник вдохновения и уютный эталон.
А что здесь, в Черногории?
Да, я сказала подружке, что ИКЕА есть, однако на самом деле, с точки зрения потребителя, ИКЕА тут есть примерно так же, как у нас - в весьма ограниченном формате, в виде заказа и доставки по каталогу.
Из Черногории ИКЕА не уходила, но она в нее и не приходила. Никогда.
В нескольких городах существуют маленькие ИКЕйки. Часто они располагаются в жилых домах, причем имеют два входа, один из которых закрыт.
Если вы зайдете внутрь, то увидите компактную экспозицию, состоящую из хозяйственных мелочей и отдельных малогабаритных предметов мебели.
Здесь вы можете приобрести будильник…
или постельное белье…
Однако никаких эргономичных гостиных и функциональных кухонь примерить вы не сумеете.
Выбор товаров покупатели осуществляют только по каталогу, в то время как сами товары находятся в Сербии.
После наполнения виртуальной корзины с заказчиком связывается персонал.
Интересно, что на сайте интернет-магазина написано, что «с вами свяжется приветливый персонал, чтобы сообщить дату и детали доставки», причем доставка возможна как на дом, так и в пункт заказа.
Когда я заходила в магазинчик, работники не спеша выгружали товары. Видимо, это прибыли из-за границы чьи-то заказы.
Побродив вдоль витрин, я поняла, что и такой крохотный зал может вместить в себя весьма обширный ассортимент. В отличие от полноформатной ИКЕА здесь нет огромного количества экземпляров (ну, и упомянутых выше демонстрационных интерьеров), но совершить кое-какие покупки вполне возможно.
Из крошечной ИКЕйки я вышла со странным чувством: будто кто-то приоткрыл книжку, но не дал мне прочитать даже первую страницу…
Вопрос, насколько важны покупателям интерьеры и масштабы, для меня остается открытым.
Наверно, лучше иметь в шаговой доступности такую маленькую ИКЕйку, чем не иметь никакой?
Или без привычных элементов, щедро представленных в гипермаркете, она лишена оригинальных преимуществ и ничем не отличается от обычной хозяйственной лавки?
Как вы думаете?
Воспринимаете ли вы такое крохотное представительство с возможностью совершения покупок под заказ как ИКЕА? Или вам нравится только полноценный гипермаркет?
Итак, ИКЕА хороша…
Poll