Синдром парадных ворот, или Как я чуть не обиделась на библиотеку

Dec 09, 2022 11:01

На днях я отправилась в то место, где мне всегда спокойно, уютно и радостно - в Ленинскую библиотеку. Поход в нее для меня всегда если не праздник, то исключительно приятное событие.

Четко следуя библиотечным правилам, я заранее заказала книжку, которую намеревалась изучить, сидя в теплом читальном зале.

В ответ на мою заявку оперативно пришел желанный ответ: книжка ожидает читателя в Доме Пашкова на улице Воздвиженке, дом 3/5 стр.1, на первом этаже левого крыла здания.

А теперь представьте себя на моем месте.

Или на месте любого читателя, которого библиотекари пригласили в зал с указанием адреса, этажа и крыла.


Пропустим радость по поводу того, что искомое издание забронировано для вас на 5 рабочих дней, и перейдем к сути дела.

Каким бы был ваш следующий шаг?

Очевидно, что вы бы отправились по указанному адресу, то есть приехали к Дому Пашкова (его местоположение все знают и без почтового адреса) и вошли на первый этаж его левого крыла.

И я поступила так же: приехала, предвкушая встречу с книгой.

На улице стояла морозная погода, поэтому желание скорее очутиться в хорошо протопленном помещении усиливало мое читательское предвкушение.




Между тем, как только я подошла к парадному входу, стало понятно, что войти здесь нельзя: ступени выглядели давно нехожеными, а на калитке висел свирепый замок.

Никаких информационных плакатов или указателей, как, собственно, попасть в библиотеку, не было.




Это был первый повод обидеться на библиотеку и озадачиться проблемой, которую, как мне кажется, можно считать третьей в списке извечных «русских вопросов».

Известно, что к первым двум относятся «кто виноват?» и «что делать?», давным-давно заданные Герценом (в 1846-ом) и Чернышевским (в 1862-ом году).

Более полутора столетий прошло, а внятных ответов на них пока нет.

Так вот третий вопрос: почему всегда закрыт центральный вход?!

Почему при наличии изысканно оформленного входа, расположенного по центру главного фасада здания, у нас принято направлять посетителей в торец или, что еще хуже, в заднюю часть постройки?

Откуда берет свое начало страстное желание перегородить главные двери и ходить через черную/боковую лестницу или запасной/служебный выход?

Чем объяснить, что на центральных воротах всегда висит замок, а въезд осуществляется через какую-нибудь скрипучую калитку?

Для кого предназначены все эти парадные входы и въезды, если не для посетителей? По замыслу архитектора, посетители должны попадать внутрь именно через них, а не иначе.

Или парадный вход оберегается как господский, а всякая мелочь, типа кучеров и читателей, обязана довольствоваться черным ходом?

А если сюда пожалует какой-нибудь Важный Читатель? Ему тоже велят скакать в обход здания, или все-таки распахнут запертые воротца?

А, может быть, я напрасно возмущаюсь тем, что нас не пускают на мраморную лестницу?

Может быть, в запрете выражается забота о безопасности простых граждан, ведь зимой на такой лесенке, не ровен час, они могут и навернуться?

Однако я не стала задерживаться на морозе в ожидании ответа на свой «вечный» вопрос, а решила обратиться к сайту библиотеки в надежде на схему прохода к читальному залу.

Примерзая пальцами к смартфону, я нашла-таки информацию о читальном зале отдела нотных изданий и узнала, что он рассчитан на 49 мест, работает шесть дней в неделю и находится в левом крыле на 1-ом этаже.

Нажав на «подробнее», я ознакомилась с длинным перечнем правил и прейскурантом.

Всё. Ни слова о том, как пройти в читальный зал.

Взяв судьбу в свои руки, бодрым шагом я приступила к поискам черного входа.

Логично, что мои стопы направились влево (если встать лицом к величественному особняку), так как везде шла речь о левом крыле.

Пройдя вдоль всего крыла, за поворотом я обнаружила одну-единственную дверь, выходящую на Знаменку. Она тоже была закрыта. На ней, как и на мраморных ступенях, отсутствовала какая бы то ни было информация.

Тогда, вопреки логике, я пошла в противоположном направлении - мимо станции метро.




Поскольку подойти к Дому Пашкова с правой стороны не было никакой возможности, я решила зайти в главный корпус библиотеки и справиться там о схеме прохода к нотным изданиям.

На этом кадре вы можете увидеть купол и бельведер здания, которое я обошла с трех сторон.




Сотрудник охраны сообщил мне, что вход находится со стороны, противоположной главному входу.

Ну, что ж, вполне логично для синдрома парадных ворот.

Для разнообразия я решила обойти весь квартал не с той стороны, где уже прошла, а с противоположной.

Заодно сфотографировала главный вход, закрытый по уважительной причине - из-за реконструкции парадной лестницы.




Теперь, правда, я уже сомневаюсь, что читателям позволят по ней ходить после завершения реставрационных работ…

Найти вход с задней стороны (со стороны Староваганьковского переулка) оказалось не проще, чем с передней - никаких вывесок и указателей не было.

Их отсутствие можно признать вторым поводом для обиды.




Вероятно, кто-то считает, что чинить препятствия читателям - правильно: нечего в мороз по библиотекам шастать.

К слову, похожая ситуация наблюдалась летом в корпусе библиотеки в Химках, но тогда было жарко, и потому не так чувствительно.

К счастью, сотрудник библиотечной охраны (из главного корпуса) предупредил меня об ориентире - церковном здании, за которым мне надлежало войти во двор.

Если бы не Никольская церковь, я бы ни за что не попала в читальный зал, но калитка, ведущая в церковный дворик (слева) соседствовала с массивными воротами библиотеки (справа).




Угадайте с трех раз, были ли они открыты!

Думаю, что две попытки вы не использовали и дали правильный ответ сразу: конечно, ворота были заперты на замок.

Если бы не информация для читателей, я бы отчаялась и в третий раз почти обиделась на библиотеку.




Пометавшись вдоль закрытых ворот, я обратилась к служителю церкви, который очень удачно оказался рядом с калиткой.

Служитель посетовал, что читатели всегда тут мечутся, и дал мне дельный совет:

- А Вы им кричите громче - авось, охрана и услышит. Они иногда слышат, иногда - нет.

В надежде на везение я набрала в легкие ледяной воздух и приготовилась орать, но тут показался читатель. Он бодро шел из библиотеки в направлении калитки и, чтобы выйти на улицу, снял засов с калитки.

Я воспользовалась удачным совпадением и вступила на библиотечный двор.

Тут же из своей каморки показался охранник. Он попросил предъявить читательский билет, после чего милостиво махнул рукой на вход.

Задний вход оказался весьма презентабельным, и хоть я так замерзла, что не была расположена к рассматриванию красот, мне удалось заметить все, что позволяет причислить здание к шедеврам классицизма.




За производившим впечатление компактного фасадом (со стороны переулка) оказалось множество просторных и очень теплых помещений, наполненных исключительно приветливыми сотрудниками.

Все улыбались в ответ на мое довольное (результатами поисков) лицо, и это дружелюбие моментально ликвидировало желание обижаться на библиотеку.




В уютном читальном зале музыкального отдела мое сердце окончательно оттаяло.




Будучи человеком, лишенным музыкального слуха (к счастью, на входе его не проверяют), я пришла в нотный отдел почитать книжку.

Зачем и почему, это отдельная тема, но целью было именно чтение.




Из теплых во всех отношениях мест в библиотеке есть еще и буфет. Там можно выпить чай, кофе и слегка перекусить.

Я ограничилась стаканом кофе с молоком.




Несомненным достоинством буфета является вид из окна и милые вещицы на подоконнике.




Итак, подведем итоги.

На библиотеку я все-таки не обиделась, хоть она и заставила меня побегать по морозу, а вот слова о синдроме парадных ворот, которые у нас почему-то обычно закрыты на засов, я могу повторить снова.

Мне такая традиция не нравится, потому что за ней стоит упорная попытка навязать людям необходимость приспосабливаться и пренебрежительное отношение к их праву на удобную жизнь.

Но к случаю с Домом Пашкова этот синдром неприменим, несмотря на то, что большинство из вас (надеюсь) разделяло мое возмущение в процессе чтения поста.

Дело в том, что та широкая парадная лестница, около которой началось мое путешествие вокруг здания, вовсе не является парадной. Она не задумывалась таковой архитектором (к слову, авторство проекта до сих пор вызывает споры) и вообще была пристроена к заднему фасаду только в 1934-ом году.

До ее появления задняя часть дома выходила в сад, по которому разгуливали павлины, китайские гуси и попугаи. Кое-кто из них висел в дорогих клетках.

Да, друзья, тот величественный фасад, который гордо возвышается над площадью (см. первую фотокарточку), заставляя прохожих восторженно задирать головы, является задним, а не парадным.

Дом Пашкова - единственное светское здание, которое позволило себе повернуться спиной к Кремлю. А передом оно выходит в переулок (где я показывала читательский билет охраннику) - там и находится парадный въезд и вход (см. фотокарточку № 9).

Туда, на аккуратный двор раньше въезжали кареты, а сейчас пытаются проникнуть читатели.

Но вывеска с указателями ему бы точно не помешала.

Доводилось ли вам сталкиваться с синдромом парадных ворот?

Poll

город, чтение

Previous post Next post
Up