В поисках стабильности

Oct 13, 2022 11:01

На выходные дни я планировала поездку в свой родной Филевский парк, но она была вытеснена прогулкой на теплоходе и научным фестивалем.

Помня, что лучшая часть осени, когда пейзаж раскрашивается разными красками, как всегда, будет короткой, я решила не откладывать встречу с живописным великолепием, и скоро выберусь в любимые с детства места - к пруду и на набережную.

Накануне я была в читальном зале и прочитала две небольшие книжки, посвященные Филям: путеводители «Москва - Фили - Бородино» и «Фили».








Второй (с серо-голубой обложкой) назван очень точно: спутник экскурсанта.
И пусть я не собираюсь на экскурсию, мне любопытно заглянуть в 1912-ый год, когда вышли эти издания.




1912-ый год был годом столетия Отечественной войны, что объясняет возросший интерес к отечественной истории и активизацию публикаций на заданную тему.

Поскольку мои родные места оказались в центре знаменательных событий, эти путеводители показались мне интересными не столько для изучения войны 1812-го года, сколько для погружения в далекую местную историю.

И в ходе этого погружения я обратила внимание на несколько деталей, которые ранее ускользали от меня. Я знала о них, но почему-то не придавала им того значения, которого они достойны. Так бывает, когда спустя значительное время перечитываешь известную книгу и неожиданно обнаруживаешь в тексте то, чего как будто в нем раньше не было.

Не знаю, кого благодарить за подобные открытия - авторов или собственное восприятие.

К слову, об авторах.

Василий Евграфович Романовский, написавший спутник экскурсанта «Фили» известен лишь узкому кругу читателей. Он трудился в жанре популярных исторических очерков, будучи педагогом, и создал, в частности, учебник русской истории для старших классов. Он вышел в 1913 году.

Задачу исторической науки автор сформулировал в предисловии: «Русская история должна показать нам, как русский народ дошел до современного своего политического и культурного состояния, какие обстоятельства препятствовали и какие способствовали его политическому и культурному росту». На мой взгляд, очень точная формулировка.

Кстати, основным местом, где работал Василий Евграфович, была Грузия, и так как он имел возможность работать с местными летописями и документами, из-под его пера вышли очерки из истории этой страны.

Его спутник экскурсанта «Фили» читается легко и непринужденно.

Вторая книжка, поддержавшая мое настроение в эти непростые будни - юбилейный путеводитель «Москва - Фили - Бородино», подготовленный для любознательных путешественников в том же 1912-ом году.

Здесь турист найдет все, что нужно, то есть не только исторические сведения о селах Фили и Бородино, но и массу полезной практической информации: памятки для посетителей музеев, указатель улиц и даже расписание движения поездов по направлению от Москвы до Фили и Бородино и обратно.

Любопытно, сколько стоил проезд в те годы, какими маршрутами можно было добраться до той или иной местности.

Все эти подробности делают прошлое осязаемым и живым, и как будто приближают его к сегодняшним дням.

Вот, например, расписание железнодорожных маршрутов - берите и пользуйтесь!

Но прежде обратите внимание на то, как было принято указывать время отправления: от 6 часов вечера (то есть 18 часов в современной традиции) до 6 часов утра цифры выделены жирным шрифтом (как и конечные станции).

Любой пассажир понимал, где дневные часы, а где - вечерние, и никаких 18-ти, 19-ти и т.д. часов не существовало.




А электрические трамваи, бывшие самым дешевым способом передвижения по городу и ближайшим окрестностям?

Уже тогда, в 1912-м году, Москва и Подмосковье были связаны единой транспортной системой.

Движение вагонов начиналось с 6-ти утра и продолжалось до 10-12-ти часов.

Плата взималась в зависимости от расстояния и времени: до 7 утра одна остановка стоила 3 копейки, полторы остановки - 5 копеек; после 7 утра стоимость увеличивалась до 5-ти и 8-ми копеек соответственно.

«Полторы станции» - очень непривычное для нас понятие, правда?

Но что интересно: многие маршруты сохранились, и знаменитые «А» («Аннушка») и «Б» («Букашка») пережили несколько эпох.




Посмотрите, какими доступными были музеи. Практически во всех - бесплатный вход.







Кстати, в год столетия Отечественной войны немалое число французов пожелало посетить места, где сражались и/или погибли их предки. Специально для путешественников, прибывающих из Франции, путеводитель был продублирован (вкратце) на французский язык.




Вообще исторические экскурсии давно стали чрезвычайно популярными, хотя многие ошибочно полагают, что это случилось в советские годы.

Нет, друзья. И в конце позапрошлого века, и в начале прошлого многие туристы стремились лично посетить знаменитые поля воинской славы и места, где принимались судьбоносные стратегические решения.

Если внимательно читать старые издания, то можно наглядно убедиться, как ничтожны все изменения, за исключением технического прогресса.

И сейчас, и сто, и двести лет назад человеческая натура остается неизменной. Людские устремления, пороки и пристрастия были, есть и будут одинаковыми во все времена и во всех местностях.

Ошибочно полагать, что где-то живут другие (устроенные по-другому) люди.

Нет, наш человеческий род един, и на планете равномерно представлены как подлецы, так и герои. В любой нации, в любом поселке, в любой эпохе.

И свидетельства этого можно найти во всех артефактах. Главное - искать.

чтение, история

Previous post Next post
Up